Автор Виктор Пырков, к.т.н., доцент, советник по научно-техническим вопросам «Данфосс ТОВ» С недавних пор гордость отечественного энергоснабжения — централизованное теплоснабжение начало давать сбой. Население, проживающее в многоэтажных зданиях, стало предпочитать квартирные системы отопления и горячего водоснабжения, отказываясь от централизованных услуг. Для потребителя оказалось гораздо дешевле создать комфорт в квартире газовым котлом, чем пользоваться услугами теплосети; заботиться о себе самостоятельно, чем жить надеждами о теплом будущем. Причин сложившейся ситуации много и отрицательных результатов этого не меньше.
Развал теплосетей стал неконтролируемым и обернулся массой нерешенных проблем. Разобраться в происходящем, было возложено на Межведомственную рабочую группу по вопросам применения квартирных систем отопления зданий и сооружений, созданную по поручению Кабинета Министров Украины от 13 ноября 2006 г. В работе группы принимала активное участие компания «Данфосс ТОВ» . Позиция компании при рассмотрении нормативно-технических вопросов всегда основана на обобщении мирового опыта и учете особенностей региона воплощения технических решений, а также решении глобальных задач — минимизации отрицательного техногенного влияния на человека и окружающую среду. Этот подход применен и в предложениях компании, поданных на рассмотрение межведомственной рабочей группе. Не будем распутывать весь клубок нерешенных проблем, связанных с применением квартирных котлов. Остановимся лишь на концептуальных направлениях. В настоящее время и в долгосрочном плане по энергетическим вопросам в странах Европейского Союза руководствуются Директивой 2002/ЕС Европейского Парламента и Совета по энергетическим характеристикам зданий. Основываясь на том, что здания жилого сектора и сферы услуг являются основными энергопотребителями, государства-участники должны разрабатывать и внедрять программы повышения эффективности энергопотребления в строительном секторе. Общий подход к этому процессу, выполняемому квалифицированными экспертами, должен быть прозрачен для будущих владельцев и пользователей, в свете оценки энергетических характеристик на рынке недвижимости. Целью указанной Директивы является улучшение энергетических показателей зданий. Учитывая внешние климатические условия и условия внутри помещений, а также эффективное использование финансов, Директива задает следующие установки для государств-участников: ❏ общие подходы к расчету энергетических параметров зданий; ❏ минимальные требуемые энергетические параметры новых зданий; ❏ минимальные требуемые энергетические параметры крупных существующих зданий, подвергающихся капитальной реконструкции; ❏ энергетическая сертификация зданий; ❏ регулярный осмотр котлов, совместно с системой отопления.
В ст. 5 Директива обязывает государства-участники перед началом строительства новых зданий общей полезной площадью более 1000 м 2 рассмотреть возможность теплоснабжения от следующих альтернативные вариантов: - ❏ децентрализованное, основанное на возобновляемых источниках энергии;
- ❏ энергоснабжение от систем комбинированной выработки электро- и теплоэнергии;
- ❏ централизованное района или квартала, при наличии;
- ❏ децентрализованное от тепловых насосов, при определенных условиях.
Особо следует обратить внимание на то, что квартирные котлы на природном газе (невозобновляемый вид энергии), не включены в этот список. К тому же, в п. 2 Приложения к Директиве, задающего общие рамочные условия к расчету энергетических параметров здания, указывается на необходимость отражения положительного использования лишь следующих видов энергии: ❏ электроэнергии от солнечных и других систем, основанных на возобновляемых источниках энергии; ❏ электроэнергии, вырабатываемой совместно с тепловой энергией; ❏ тепловой энергии систем централизованного теплоснабжения района или квартала.
И вновь нет даже упоминания о каких-либо положительных аспектах квартирных котлов на газовом топливе, поскольку стратегической целью Директивы является сокращение энергопотребления и ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и от этих котлов. Так, в соответствии со ст. 8, государства-участники обязаны: а) предпринять меры по проведению регулярных осмотров котлов. Кроме того, для котлов свыше 20 кВт и старше 15 лет осуществить осмотр всей системы отопления. На основании осмотра, определить эффективность котла и его соответствие требуемым параметрам системы. Дать экспертную оценку и рекомендации пользователям по замене котлов на другие системы отопления и другие альтернативные источники энергии; б) либо предпринять шаги по гарантированному обеспечению рекомендациями пользователей на замену котлов, на модификацию системы отопления или применение альтернативных решений, а также на осмотры для оценки эффективности и подбора подходящего типоразмера котла. Общий эффект такого подхода должен быть эквивалентен эффекту по п. а). При этом государства-участники, выбравшие этот вариант, обязаны каждые два года предоставлять Еврокомиссии отчет об эквивалентности данного подхода. Следовательно, при любом варианте, население должно быть обеспечено профессиональными рекомендациями об альтернативных источниках теплоснабжения зданий, о современных решениях систем отопления и горячего водоснабжения. В добавок, для существующих зданий общей полезной площадью более 1000 м 2 в соответствии со ст. 6 Директивы, должны быть предприняты все необходимые меры для улучшения их энергетических показателей. Реконструкция таких зданий, включающая применение современных энергоэффективных систем и теплоизоляцию наружных ограждающих конструкций, рассматривается как положительный путь в решении задач энергосбережения. Переход на альтернативные источники энергии является задачей не только Евросоюза, но и Украины. Долгосрочную перспективу в этом направлении определяет «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года» . Воплощение этой стратегии в работе Минстроя Украины планируется осуществить в ближайшее время (к концу 2007 г.) путем корректировки Отраслевой программы энергосбережения. Эта работа предусматривается Программой договора «О научно-техническом сотрудничестве между Национальной академией наук Украины и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины по вопросам внедрения в коммунальное хозяйство новых технологий по энергосбережению и получения качественной питьевой воды, экономико-организационных положений реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Уже сегодня в строительстве должно формироваться завтрашнее энергопотребление зданий. В соответствии со Стратегией к 2010-2015 г. планируется перевести экономику и социальную сферу Украины на цены за энергоносители, сопоставимые с европейскими и мировыми. К 2030 г. прогнозируется сокращение потребления газа в два раза с одновременным ростом в два раза использования угля и ростом в 2,2 раза использования электроэнергии. Как следствие, в энергообеспечении Украины планируются коренные изменения в сторону энергетического самообеспечения. Принципиально новой особенностью Стратегии является то, что впервые для Украины разработаны направления энергетики, в соответствии с которыми объем природного газа постоянно должен уменьшаться. При этом доля газа в общем объеме первичных энергоносителей (сегодня примерно — 41%, являясь наихудшим показателем в мире) должна быть сокращена более чем в 2,2 раза (до примерно 18% — один из наилучших показателей в мире). Особые задачи в Стратегии отведены нетрадиционными источниками энергии. Их долю генерирования в общем энергетическом балансе планируется довести до примерно 14% (превышает требования Евросоюза). Таким образом, применение индивидуальных котлов на природном газе не вписывается в задачи энергосбережения как стран Евросоюза, так и Украины . К тому же, чтобы Украина догнала показатели стран Евросоюза, мероприятия по энергосбережению должны быть у нас более радикальными, а темпы — значительно опережающими. Экономическая эффективность применения котлов на природном газе в Украине на сегодня является временной и необоснованной. Она вызвана перекосом в тарифообразовании для различных потребителей и на различные энергоносители. Эти перекосы постепенно уже начали устранять. Первый этап — выравнивание цены на природный газ для населения и тепловых сетей — реализован. Следующий этап — уменьшение цены на газ для теплосетей, как оптового покупателя, по сравнению с ценой для населения, как розничного покупателя. В ближайшей перспективе — баснословное повышение цены на газ для населения, а для ТЭС — снижение применения газа к минимуму: только для розжига и на высокоэкономичных ТЭС. Основная функция энергообеспечения будет возложена на угольные ТЭС и АЭС. Исходя из таких перспектив, стоит ли сегодня пропагандировать применение квартирных котлов? Очевидно, что — нет. Уже пришло время всячески способствовать и закладывать в проекты другие технические решения. Для этого необходимо организовывать слаженную работу всего государственного механизма, как, впрочем, поступили в странах Евросоюза. В то же время любое техническое решение, в том числе и квартирные системы теплоснабжения с котлами на природном газе, имеет право на существование, если это решение имеет экономически и экологически обоснованную область применения. Исходя из ст. 3 Директивы Евросоюза, к этой области (область нераспространения Директивы) относятся: ❏ здания и памятники архитектуры, находящиеся под официальной защитой как часть культурного, архитектурного, исторического и пр. наследия, если следование указанным требованиям Директивы ведет к недопустимому изменению их характера или облика; ❏ здания для культовых и религиозных обрядов; ❏ временные постройки, запланированный срок службы которых составляет менее двух лет, промышленные постройки, цеха и нежилые сельскохозяйственные здания с небольшими потребностями энергии, а также нежилые сельскохозяйственные здания, используемые в промышленной отрасли, подпадающей под действие национального отраслевого соглашения по энергетическим параметрам; ❏ жилые здания, используемые менее четырех месяцев в году; ❏ отдельно стоящие здания общей полезной площадью менее 50 м 2 .
Кроме того, из ст. 5 Директивы следует, что для зданий общей полезной площадью менее 1000 м 2 , допускается не рассматривать альтернативную возможность присоединения зданий по упомянутому выше списку. То есть, эти здания тоже можно отнести к области применения квартирных котлов. Из несложных расчетов, определяем, что это малоэтажные здания и уж точно не десятиэтажные, на которые сегодня в Украине разрабатываются нормы. Европейский подход в эффективности применения технических решений по теплоснабжению зданий основан на расчете энергетических параметров вместе взятых инженерных систем здания (система отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и электроснабжения), внешних сетей и источников энергии. Этот метод представлен в DINV 4701-10:2003 , разрабатываемым по установкам Директивы. Он позволяет комплексно рассматривать весь цикл: от производства до потребления энергии с учетом глобальных задач рационального природопользования. Безусловно, этот подход необходимо еще усвоить в Украине. Тогда и появится понимание, почему Европа стремиться к централизации теплоснабжения. Лишь некоторые аспекты этого пути: ❏ сжигание газа без выработки электроэнергии уже сегодня стало непозволительной роскошью; у нас потребители, отказываясь от услуг теплосетей, даже не думают, что генерирование электроэнергии и тепловой энергии на ТЭЦ является неразрывным технологическим процессом; ❏ при централизованном теплоснабжении в течение длительной перспективы могут планомерно заменять либо комбинировать использование различных видов энергоносителей (газ, мазут, уголь, мусор, электроэнергия…); у нас происходит шараханье из крайностей в крайности: от одного вида энергоносителей к другому; ❏ защита атмосферного воздуха… при централизованном теплоснабжении является решаемой задачей; у нас продукты сгорания газа от квартирных котлов выбрасывают соседям в форточки и население не облагается экологическим сбором; ❏ энергетическая эффективность централизованного теплоснабжения тем выше, чем больше полезная площадь здания; у нас в многоэтажках применение квартирных котлов пока экономичнее, чем централизованные услуги.
Понимание всего этого уже есть в Украине. Осталось самое главное и сложное — реализовать законодательно, нормативно, технически и как можно быстрее. Компания «Данфосс» в меру своих возможностей способствует такому процессу и прилагает усилия для восприятия и реализации у нас общеевропейских подходов в теплоснабжении зданий. ■ |