Владимир
ВЫЧУЖАНИН,
Комплексом система комфортного
кондиционирования воздуха — холодильная
установка (СККВ-ХУ), состоящим из десятков
центральных кондиционеров, потребляется
до 15%электроэнергии, вырабатываемой
электростанцией пассажирского судна.
Одним из путей снижения энергетических
затрат является оптимизация режимов
работы судовой СККВ, в результате чего
изменяется последовательность обработки
воздуха в центральном кондиционере в
зависимости от значений параметров
наружного воздуха и воздуха в обслуживаемых
системой помещениях[1]. При оптимальных
режимах работы судовой СККВ дальнейшее
снижение энергозатрат может быть
достигнуто рассмотрением СККВ совместно
с системой тепло и холодоснабжения.
Результатом такого подхода должно быть
использование в комплексе СККВ-ХУ
энергетического потенциала греющего
теплоносителя и оптимизация режимов
работы ХУ. Для этого необходимо определить
наиболее эффективные режимы функционирования
комплекса, а также синтезировать на
этой основе систему автоматического
управления (САУ) процессами кондиционирования
воздуха.
Комплекс СККВ-ХУ представляет
собой техническую систему, для исследования
которой применим подход, опирающийся
на использование термодинамических
потенциалов при анализе процессов
превращения энергии в системе [2].
Использование определяемой эксергии
на основе построенной термодинамической
методики позволяет решать различные
технические задачи.
В настоящее время эксергетический
метод широко используется для определения
термодинамического совершенства
процессов, протекающих в различных
энергетических установках, в меньшей
степени — в автоматизированных системах
и аппаратах кондиционирования воздуха.
Применение эксергетического анализа
позволяет выбрать энергетически
эффективную систему организации работы
автоматизированного комплекса СККВ-ХУ
путем технико- итермодинамического
сравнения различных вариантов с
последующей оптимизацией режима работы,
при которой последовательность обработки
воздуха в центральном кондиционере
изменяется в зависимости от значений
параметров наружного воздуха и воздуха
в помещении. Цель эксергетического
анализа —оценка эффективности агрегатов
(тепломассообменных аппаратов,
компрессора, насосов, вентилятора, сети
воздуховодов) и комплекса СККВХУ в целом
на основе определения эксергетического
к.п.д. На основе известных параметров
проведен термодинамический анализ
реального центрального неавтономного
кондиционера типа КВ63/25 (ООО «Завод
Экватор» г. Николаев) с одноступенчатой
парокомпрессионной холодильной машиной.
Центральный агрегат предназначен для
кондиционирования воздуха при температуре
воздуха на входе от 10 °С (режим нагрева)
и от 20до 45 °С (режим охлаждения);
количестве наружного (Gw) от 2,5 до 10
кг/с; объёмном расходе воздуха (V) от
0,7 до1,75 м3/с; полном избыточном давлении(p)
от 1619 до 2452 Па; теплопроизводительности
(Qт) с учётом увлажнения от 69,4 до 175
кВт, без учёта увлажнения от 56 до 140 кВт;
холодопроизводительности (Q0) от 52
до 131 кВт; расходе хладоносителя от 4,4
до 8,05 кг/с.Воздух после обработки в
кондиционере поступает по двум каналам
в каютные воздухораспределители,
установленные в обслуживаемых СККВ
помещениях.
При термодинамической
оптимизации комплекса использовался
структурный подход на основе
предварительного эксергетического
анализа, позволяющего выявить наиболее
важные связи в агрегатах. При
термодинамическом анализе использовался
статический уровень решения задачи,
при котором система рассматривалась
на каждом этапе как находящаяся в
стационарном состоянии и все её параметры
(расходы рабочих тел, температур и т.д.)
постоянны. Эксергетический анализ
комплекса проведен аналитическими
методами по размерным и безразмерным
показателям.
В соответствии с рекомендациями[2]
и с целью упрощения получаемых выражений
при построении эксергетической модели
сделаны допущения:
1.
Потери давления в трубопроводах при
транспортировке рабочего тела, других
сред не оптимизируются и принимаются
постоянными.
2. Теплообмен рабочего тела с окружающей
средой, происходящей в компрессоре и
теплообменных аппаратах, не учитывается.
3.
Перегрев всасываемого в компрессор
пара и охлаждение жидкого рабочего
тела, поступающего к регулирующему
вентилю, не оптимизируются. Первый
определяется правилом безопасной
эксплуатации, а второе осуществляется
в конденсаторе и обуславливается типом
выбранного аппарата.
При использовании эксергетического
метода анализа находящегося в эксплуатации
судового комплекса СККВ-ХУ учитывалось,
что при проектировании комплекса
основные его параметры выбираются для
экстремальных условий эксплуатации. К
таким параметрам обычно относятся [3]
скорости воздуха в магистральных
трубопроводах и в кондиционере, для ХУ
массовая скорость фреона, степень
подогрева рассола, скорость рассола,
температурный перепад между температурой
воздуха на выходе из воздухоохладителя
и рассола на его входе.
Для рассматриваемой СККВХУ
(рис. 1) варианты возможной совместимости
работы аппаратов кондиционера приведены
в табл. 1.
Исходя из возможных вариантов
табл. 1 и [1] в зависимости от значений
параметров наружного воздуха и воздуха
в обслуживаемой системой помещениях
возможны следующие технологические
режимы совместной работы оборудования.
В «зимний» период работы комплекса
(рис. 2): I режим — ВН1, В, У, ВН2; II режим —
ВН1, В, У;III режим — В, У, ВН2; IV режим — В,
У;V режим — тепловлажностная обработка
воздуха не производится; VI режим —ВН1,
В; VII режим — В, ВН2; в переходной период
работы комплекса VIII режим — В; в «летний»
период работы комплекса (рис. 3): IX — а
режим —ВН1, В, ВО или IX — б режим
— В, ВО. На рис. 2 и 3 в диаграмме h-d
представлены области параметров
приточного Пр и уходящего У из помещения
воздуха.
Для наиболее энергоемкого
«летнего» периода работы комплекса
безразмерный показатель эксергетического
анализа эксергeтической КПД определяется
по формуле:
(1)
где — потребляемый поток
эксергии в комплексе в «летний»
период (поток эксергии на выходе из
кондиционера);
— максимальный подводимый в комплекс
поток эксергии в «летний» период.
(2)
где ср — удельная
теплоемкость сухого воздуха при
постоянном давлении для интервала
температур 50 °С < t < 50 °С;
R — газовая постоянная,
Дж/(кг К);
Tу , Тпр , Тс —
температура воздуха, соответственно,
в помещении, проточного, смеси наружного
и рециркуляционного воздуха, °К;
dу , dпр — влагосодержание
воздуха, соответственно, в помещении,
приточного, кг/кг;
eу , eпр — удельная
эксергия воздуха, соответственно, в
помещении, приточного, кДж/кг.
Удельная эксергия воздуха в
помещении eу с учетом [2] определяется
по формуле:
(3)
где pу , pо.с — парциальное
давление воздуха в помещении, окружающей
среде;
То.с и dо.с — температура
и влагосодержание воздуха окружающей
среды;
индексы: «п» — водяной пар, «с»
—сухой воздух.
Удельная эксергия приточного
воздуха зе. пр определяется по (3), заменой
параметров с индексами «у»на «п».
Максимальный подводимый в комплекс
поток эксергии в «летний» период
определяется по формуле:
Потоки эксергии ЕВ , ЕВО
, Ец.р.н , Еи ,Ек.э , Ен.з.в
, ЕВН1 определяются из функциональных
зависимостей:
,
где ЕВ , ЕВО , Ец.р.н
, Еи , Ек.э , Ен.з.в ,ЕВН1 —
потоки подводимой эксергии;
Gw , Ga , Gp , Gз.в
— расход, соответственно, воздуха,
хладагента, рассола, забортной воды;
Hв , Hц.р.н. , Нн.з.в
— соответствующие напоры;
ДTв , ДTa , ДTp , ДTз.в
— изменение температуры, соответственно,
воздуха в вентиляторе, хладагента в
испарителе, рассола в конденсаторе,
воды в насосе забортной воды;
Ии , Ик — температурный напор,
соответственно, в испарителе и
конденсаторе;
Qц.р.н , Qн.з.в , Qкм
— производительности насосов, компрессора;
щв , щц.р.н , щн.з.в , щк — угловые скорости
двигателей вентилятора, насосов,
компрессора.
Для переходного периода (VIII) эксергетический
КПД:
(5)
Потребляемый поток эксергии
определяется аналогично (2).Подводимый
поток эксергии ,которым обладает поток
воздуха, с учетом теплоты вносимой
вентилятором и свойств его электродвигателя
определяется аналогично ЕВ в (4).
Для «зимнего» периода работы
комплекса СККВХУ безразмерный показатель
эксергетический КПД:
(6)
где — потребляемый поток
эксергии комплексом в «зимний»
период определяется аналогично (2).
— максимальный подводимый
в комплекс поток энергии в «зимний»
период:
Потоки эксергии ЕВН1 , ЕВ
, Еу , ЕВН2определяются из
функциональных зависимостей:
,
где ЕВН1 , ЕВ , Еу
, ЕВН2 — потоки подводимой эксергии;
GВН1 , GВН2 , Gу , —
расходы пара через тепломассообменные
аппараты;
Тп11 , Тп21 — температура
пара на входе ВН1, ВН2;Тп12 , Тп22 —
температура пара на выходе ВН1, ВН2.
Во всех формулах часть
параметров известна, параметры воздуха
на входе и выходе из кондиционера, на
выходе из кондиционируемых помещений
измерены на работающем объекте, остальные
получены расчетным путем.
На ЭВМ исследовали режимы
работы комплекса в широком диапазоне
изменений параметров воздуха на входе
в кондиционер и тепловлажностных
нагрузках в судовых помещениях. Границы
полученных режимов в h-d диаграмме
совпадают в пределах расчетной точности
с границами режимов [1], однако обеспечивается
более экономичная работа комплекса.
В «летнем» IX режиме
работы комплекса затраты на кондиционирование
при прочих равных условиях существенно
зависят от температуры кипения хладагента
Т0 в испарителе. При оптимальном
значении Т0 , определяемом условием
зе.л = max, энергетические затраты на
ХУ минимальны. На рис. 4 приведены графики
зависимостей зе.л от Т0 и Тк при
следующих условиях работы комплекса
Тс = 297 К, Тпр = 281 К,Ту =293 К; dс
= 0.008 кг/кг, dпр = 0.0051 кг/кг, dу =
0.0058 кг/кг;Тк = 303 К; Gа = 5.5 кг/с при
использовании в ХУ хладагента R22. В
случае работы комплекса в IX режиме, то
есть одновременная работа воздухоохладителя
и воздухонагревателя 1й ступени, характер
изменения зе. л соответствует приведенному
на рис. 5. Суммарные энергетические
затраты на ХУ и ВН1 минимальны. Снижение
температуры кипения хладагента приводит
к перерасходу эксергии на охлаждение
и осушение воздуха, а повышение ее — к
перерасходу на его нагрев.
Полученные значения
эксергетического к.п.д. для различных
режимов работы комплекса, характеристики
связей между отдельными его частями,
учет взаимодействия с окружающей средой,
термодинамическая оптимизация комплекса
и его элементов послужили основой для
дальнейшей работы по усовершенствованию
системы, разработки эффективной
многопроцессорной САУ (рис. 6).
Создание
такой САУ обусловлено наличием десятков
контролируемых и регулируемых параметров;
необходимостью вычислений энергосберегающих
режимов и обеспечение работы оборудования
в них; потребностью в автоматическом
регулировании с высокой точностью
параметров воздуха в кондиционируемых
помещениях; необходимостью управления
преобразователями частоты электроприводов
компрессора, насосов, вентилятора;
требованиями защиты оборудования от
аварийных ситуаций. В табл. 2 для всех
режимов работы управляемого комплекса
показаны положения его регулирующих
клапанов, необходимое изменение частоты
вращения двигателей компрессора,
насосов, вентилятора.
Предлагаемая структура САУ
отличается: доступностью элементной
базы и комплектующих; невысокой
технологической сложностью изделия;
соответствием стандартам по электрическим
параметрам, коммуникационным протоколам
и их инструментальным средствам;
соответствием средствам конфигурирования
и прикладного программирования систем
конечным пользователем.
При работе комплекса СККВХУ
в энергосберегающих режимах с управлением
посредством рекомендуемой САУ возможно
снижение до 60 % годовых энергозатрат с
обеспечением комфортных условий
воздушной среды в обслуживаемых
помещениях.
Литература
1. Кринейкий И.И., Вычужанин
В.В. Оптимальные режимы работы
автоматизированного судового кондиционера
// Судостроение. — 1986. — №3. — C. 15—18.
2. Эксергетические расчеты
технических систем: Справ. пособие //
В.М. Бродянский, Г.П. Верхивер, Я.Я. Карчев
и др. — Киев: Наук. думка, 1991. — 361 с.
3. Захаров Ю.В. Судовые
установки кондиционирования воздуха
и холодильные машины. — СПб:
Судостроение,1994. — 504 с. |