Статистика показывает, что треть поломок техники — экономия на сервисном обслуживании. Своевременное сервисное обслуживание кондиционера увеличивает срок его эксплуатации и предотвращает внезапные поломки. Кондиционер, подобно автомобилю, должен проходить регулярный техосмотр в сертифицированных фирмах. Сейчас на рынке климат-техники работают сотни компаний, далеко не все фирмы считают своим долгом предоставлять сервисное обслуживание заказчику. Однако большая часть серьезных компаний пошли по пути развития сервиса. Открытие сервисных центров становится закономерным и все более значимым бизнесом, квалифицированное, качественное обслуживание и регулярное общение с заказчиком ремонтно-сервисной службы является гарантом дальнейшего реноме фирмы. Немногие компании осуществляют обслуживание кондиционеров всех типов, от бытовых сплит-систем до промышленных мультизональных систем кондиционирования VRV-VRF.
В сервисных центрах вам всегда предоставят перечень работ по техническому обслуживанию кондиционеров (см. таблицу). Специалисты осуществляют выезд на объект для проведения комплексной проверки системы и устранения неполадок, не связанных с заменой деталей и узлов оборудования. Реалии украинского рынка таковы, что многие заказчики начинают заключать договора на сервисное обслуживание только после того, как ежегодные счета за ремонт выливаются в круглую сумму.
Стоимость сервисного обслуживания зависит от следующих составляющих:
- мощность обслуживаемого оборудования (кВт по холоду);
- количество оборудования;
- дислокация оборудования.
Ценовая политика при данных составляющих очень гибкая.
Редакция обратилась в ряд сервисных служб климатических компаний, чтобы они поделились опытом работы.Павел Валентинович Машина, директор сервисного центра ООО «ИВИК»:
В качестве эпиграфа хотел бы привести пример, к сожалению, типичного тендера на сервисное обслуживание систем кондиционирования и вентиляции (СКВ). В этом тендере побеждает никому не известная организация, потому что основным критерием, определяющим выбор, является стоимость обслуживания, а не качество и уровень подготовки специалистов. Дальнейшая работа победившей организации сводится к банальной чистке фильтрующих элементов. Качественное оборудование, правильно смонтированное, имеет достаточно большой запас прочности и даже с таким примитивным сервисом проработает от 1 до 3 лет без серьезных проблем. В данном случае заказчику понадобилось 2 года, чтобы определить профессиональный уровень обслуживающей организации, когда стоимость ремонтных работ приблизилась к стоимости оборудования.
Регламент технического обслуживания не всегда указывается производителем в сопровождающей документации, а это значит, что представители заказчика вынуждены полагаться на компетентность и порядочность исполнителя. Я благодарен журналу «С.О.К.», за предоставленную возможность пролить свет на «туманное» понятие — техническое обслуживание (ТО) СКВ.
Задача ТО — оборудование должно работать безотказно, сохраняя рабочие параметры, выработать ресурс, декларируемый заводом-изготовителем. Для решения этой задачи необходимо периодически проводить диагностику оборудования, а именно замерять: температуру, давление, пусковые и рабочие токи, качество масла, калибровку датчиков и т.д. По результатам замеров выполнить профилактические работы — чистку загрязнённых элементов, при необходимости дозаправку фреоном, подтягивание токопроводящих соединений и т.п. Кроме того, у СКВ есть детали, более подверженные износу, несвоевременная замена которых может привести к дорогостоящему ремонту. После профилактики необходимо в тестовых режимах проверить отработку защитных устройств. Периодичность определяется условиями и интенсивностью эксплуатации. В нашей компании основной принцип, определяющий периодичность: между сервисными визитами инженеров не должно быть аварийных вызовов. На больших объектах инженеры находятся постоянно.
Обратная сторона ТО — экономическая целесообразность. Здесь стоит принимать в расчет, что отсутствие ТО: снижает ресурс в 3-4 раза, увеличивает энергопотребление, непрогнозированные остановки могут парализовать работу организации (остановка сервера). Кроме того, как показали исследования, проведенные «Международным центром качества среды обитания и энергосбережения» (МЦКСОЭ), низкое качество внутреннего воздуха зданий способствует возникновению так называемого Синдрома Нездорового Здания. Оказалось, что серьезные проблемы с качеством внутреннего воздуха зданий могут возникать из-за неисправностей СКВ, как правило, связанных с недостаточным или неправильным обслуживанием. Загрязненные компоненты СКВ как нельзя лучше подходят для развития болезнетворных микроорганизмов. Наряду с негативным влиянием воздуха среднего качества на производительность и самочувствие находящихся в помещении людей, в офисах с недостаточным качеством воздуха наблюдается большее число прогулов, чем в офисах с высоким качеством воздуха. По мнению директора МЦКСОЭ профессора О. Фангера, действительные потери, связанные с пониженной производительностью труда из-за посредственного качества воздуха, часто превышают энергетические затраты, капитальные затраты и затраты на обслуживание здания.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что на рынке СКВ наблюдается положительная тенденция, многие организации, получив дорогой опыт от работы «дешевого» оборудования и такого же ТО, стали более требовательны при выборе исполнителя. В наступившем году желаю хороших и порядочных партнеров по бизнесу!
Игорь Бакшеев, технический директор компании «ФИЛИН»:
Если Вы спросите, необходимо ли сервисное обслуживание климатического оборудования, я отвечу однозначно — да. Многолетний опыт работы компании «ФИЛИН» на рынке Украины показывает, что это действительно так. Периодическое сервисное обслуживание позволяет снизить вероятность выхода из строя оборудования, предупредить возможные неполадки в будущем и, что важно, в настоящем обеспечить требуемые характеристики и параметры. Всё это приводит к правильной и надёжной работе оборудования и позволяет владельцу приобрести «уверенность в завтрашнем дне». По практическому опыту компании «ФИЛИН», оборудование, которое проходит периодическое сервисное обслуживание, служит в 2-3 раза дольше.
Особенно хотелось бы остановиться на климатических системах, которые обеспечивают технологические процессы на производстве, системах поддержания микроклимата в серверных, компьютерных, АТС, т.е. системах промышленного назначения. Понятно, что ответственность за поддержание температурных, влажностных и воздушных параметров в этих случаях значительно выше, чем, например, в бытовом секторе. И режим работы таких систем значительно более тяжёлый. Поэтому периодическое сервисное обслуживание является не только необходимым, но и обязательным условием обеспечения надёжной и правильной работы оборудования. Периодичность проведения работ в таких случаях может достигать 1-го раза в месяц или даже 1-го раза в неделю, в зависимости от «степени ответственности». Количество точек контроля может достигать 15-20 в рамках одной системы, в то время как в бытовой сплит-системе — 6-8. Объёмы сервисных работ в таких системах больше, поэтомуи стоимость выше.
И ещё один важный вопрос относительно проведения сервисного обслуживания климатических систем — где его проводить. Я убеждён, что грамотное обслуживание может провести только специализированная фирма, имеющая сертифицированных специалистов, как, например, компания «ФИЛИН». Ведь, далеко не каждый «холодильщик» сможет выполнить сервис сложных мультизональных систем кондиционирования, например типа VRV компании DAIKIN. Кроме теоретических основ, необходимо глубокое знание конкретной техники и её особенностей. И ещё. Я не рекомендую обращаться в фирмы, которые берутся за сервис любого оборудования и за небольшие деньги. Ведь результаты некачественного сервисного обслуживания могут проявиться не сразу. И экономия на сервисе сейчас может обернуться значительными затратами потом.
Евгений Демьяненко, главный инженер компании «Клондайк», официального торгового партнера Daikin в Украине:
Достаточно сложно в коротком комментарии раскрыть такую обширную тему, как «Сервисное обслуживание систем кондиционирования и вентиляции». На мой взгляд, существует три основных аспекта, на которых хотелось бы акцентировать внимание читателей.
Во-первых, не все фирмы, производящие инсталляцию климатического оборудования, имеют в своём распоряжении хорошо оснащённую сервисную службу. Это связано, прежде всего, с тем, что проведение монтажных работ не требует дорогостоящего диагностического оборудования. Как правило, требования к монтажным работам у всех производителей климатического оборудования одинаковы. Есть правила монтажа сплит-систем, систем VRV-VRF, систем вентиляции и пр., которые описаны в инструкциях по монтажу, прилагаемых к каждому виду оборудования.
Но ни в одной из этих инструкций Вы не найдёте информации, в которой детально рассмотрены возможные неисправности и методы их устранения, устройство системы с подробным описанием отдельных узлов и агрегатов и алгоритмов работы системы в целом.
Эта информация доступна ограниченному количеству фирм-представителей или официальных торговых партнёров того или иного бренда на украинском рынке. И только эти фирмы могут в полном объёме нести гарантийные обязательства по поставленному ими оборудованию, т.к. имеют в своём распоряжении не только необходимое диагностическое оборудование, техническую документацию, но и специалистов, прошедших обучение и сертификацию непосредственно в учебных центрах производителя оборудования.
И именно отсюда вытекает второй аспект — гарантийные претензии. В гарантийном талоне, прилагаемом к любому изделию, есть такой пункт: «Производитель или поставщик оборудования не несёт гарантийных обязательств в случае несоблюдения потребителем правил или условий эксплуатации...». Как вы сами понимаете, фирма, не имеющая своего сервисного центра, не сможет предоставить качественных услуг по сервисному обслуживанию. В лучшем случае, Вы получите на руки инструкцию по эксплуатации, где производителем описаны работы, которые необходимо проводить во время эксплуатации систем для сохранения гарантийных обязательств, но при этом не сказано кто, как и с какой периодичностью должен эти работы выполнять. В моей практике было немало случаев, когда к нам обращались с гарантийными претензиями, но мы были вынуждены их отклонять, т. к. были нарушены условия эксплуатации. Например, конденсатор наружного блока ни разу не очищался от тополиного пуха, который является первейшим врагом всех климатических систем. В ответ от клиента звучало: «А нам никто не говорил, что это необходимо делать». И вот здесь следует обратить внимание на третий аспект — выбор брэнда и фирмы-инсталлятора.
Каждая фирма, представляющая того или иного производителя климатического оборудования на украинском рынке, дорожит своим именем и репутацией брэнда, который она представляет. А это значит, что, формируя дилерскую сеть, одним из условий ставит создание сервисных служб, специалисты которых пройдут обучение или в сервисном центре самой фирмы, или за рубежом в представительствах компаний-производителей оборудования. Параллельно с обучением сервисных специалистов проводится обучение сотрудников монтажных отделов фирм-дилеров.
А это значит, что после окончания монтажных работ от вас не уйдут по-английски, не прощаясь. Вам обязательно предложат заключить договор на сервисное обслуживание, подробно объяснив, чем оно отличается от гарантийного обслуживания или ремонта. При этом периодичность, форма и стоимость будут сформированы с учётом всех Ваших пожеланий и потребностей техники. Если по каким-либо причинам Вы не готовы к заключению договора — Вам предложат на рассмотрение несколько различных вариантов сотрудничества, например обучения назначенного Вами сотрудника, проведению минимально необходимых работ. Это, во-первых, позволит Вам самостоятельно контролировать состояние и функционирование климатического оборудования, а во-вторых, снизить затраты в целом на сервисное обслуживание, т. к. в таком случае полное ТО систем можно будет производить раз в три-четыре месяца.
Наш опыт показывает, что при правильном выборе фирмы-инсталятора и фирмы-поставщика, как правило, это одна и та же структура, Вы гарантировано защищены от неожиданных поломок оборудования, которые влекут за собой не только существенные финансовые затраты на ремонт, но и серьёзные моральные издержки, когда вы в пик летней жары пытаетесь найти номера телефонов тех людей, которые «быстро и недорого» установили вам кондиционер, систему вентиляции и т.п.
Компания «ОПТИМ»:
Наша компания является официальным дилером торговой марки «Panasonic» и с первых дней своего основания предоставляет услуги по сервисному обслуживанию. Наш опыт говорит о том, что поломки и дорогостоящие ремонты кондиционеров зачастую можно упредить и практически всегда это удается. Не секрет, что новая техника работает надежно, а вот оборудование установленное несколько лет назад, без сервисного обслуживания начинает давать сбои. Вот тут-то и наступает «момент истины», так как наш рынок ежегодно обновляется, то на модели установленные 2-3 года назад, запасные части необходимо заказывать на заводеизготовителе, а срок поставки в Украину может растянуться до 2-х месяцев, и это, как правило, в пик сезона. Компания «ОПТИМ» рекомендует регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев, производить сервисное обслуживание вашей климатической техники (это записано и в инструкции пользователя), что продлит срок ее службы и обеспечит комфортные условия дома и на работе. Современные кондиционеры заправляются многокомпонентными хладагентами и специальными маслами, требуют квалифицированного уровня монтажа и высокого качества обслуживания.
Компания «М-ИНФО»:
Компания предоставляет поставку, монтаж и сервисное обслуживание любых систем кондиционирования: от простых до самых сложных и гарантирует быстрое реагирование на срочные вызовы по всей Украине. В фирме работают квалифицированные специалисты, которые прошли обучение на заводах-производителях и в специализированных учебных центрах по современным системам кондиционирования, имеют соответствующие сертификаты. Таким образом, компания «М-ИНФО» обеспечивает качественное выполнение работ по монтажу и квалифицированное сервисное обслуживание любого климатического оборудования. В таблице приведены наиболее вероятные (стандартные) работы, однако может возникнуть необходимость проведения иных работ, зависящих от специфики обслуживаемого оборудования и неисправностей. К примеру, замена компрессора обходится от 500 у.е. и более, в зависимости от модели кондиционера.
По статистике, треть поломок техники — результат экономии на сервисном обслуживании.