Существующее положение делГазовый кризис в Украине приобретает катастрофический характер. 1 января 2006 г., когда давление во всех газопроводах в Украине резко упало, и люди начали мерзнуть при достаточно еще теплой погоде, метановая зависимость стала ощутима для всех. Наша страна, как никакая другая страна в мире зависит от потребления газа. Даже в России, где находится более половины всех разведанных в мире запасов газа, он расходуется для отопления только около 60 % зданий, в то время как примерно 40 % зданий отапливаются углем или другими видами топлива. У нас газом обогреваются почти все, и, если во время стояния сильных морозов подача газа будет ограничена, то это приведет к катастрофе, в результате которой вся страна превратится в один «большой Алчевск» образца января 2006 года. В то же время, сокращение импорта газа неизбежно.
Сокращение экспортного потенциала РоссииНиже приведены данные из российского журнала «Новости теплоснабжения», который оценивает возможности российского экспорта следующим образом (
рис. 1).
Синей кривой обозначены возможности российского экспорта газа при медленном, оранжевой — при ускоренном, и красным — при быстром развитии экономики России. Малиновая кривая — это минимальные поставки газа по контрактным обязательствам за рубеж. Как видно из графика, максимум экспорта газа в России приходился на 2004 г., в 2005 г. экспорт газа упал. И дальнейшее падение экспорта зависит от того, как интенсивно будет развиваться экономика России. Если экономика России будет развиваться медленно (что маловероятно), то на уровне 2010 г. происходит совпадение синей и малиновой кривых. Ускоренное и быстрое развитие российской экономики приведет к увеличению потребления газа внутри страны, и, как следствие, уже к 2010 г. возможности российского экспорта вообще могут быть сведены к нулю. Такое положение дел заставляет задуматься о целесообразности реализации программы дальнейшей газификации Украины.
Рост мировой цены на газ24 мая около 10 тысяч человек приняли участие в митинге на Майдане Незалежности в Киеве, организованном Федерацией профсоюзов Украины. Протестующие требовали отмены постановления Кабинета Министров о повышении тарифов на газ и электроэнергию для населения, а также усовершенствования механизмов социальной защиты граждан. Однако совершенно очевидно, что тарифы увеличиваться будут, и этот факт связан не с политикой нашего государства, а с реальной ситуацией на мировом рынке энергоносителей. В принципе надо ставить вопрос по иному. Расходы жителей должны уменьшаться не вследствие понижения тарифов на энергоносители, а в результате более эффективного использования энергии.
На
рис. 2 представлен график, иллюстрирующий (по данным журнала «Новости теплоснабжения») динамику экспортных цен на нефть (синяя кривая) и природный газ (оранжевая).
График иллюстрирует практически двукратный рост цен на энергоносители за пятилетний период, начиная с 2000 года. И если в начале года мы говорили о цене $ 230 за 1000 м3, то сегодня на мировом рынке это цена доходит до $ 260. Это реальные мировые цены. Ценовая ситуация с газом в Украине представлена на
рис. 3, где указаны цены в долларах за 1000 м3.
Цены для населения и коммунальных котельных представлены на том уровне, на каком они были утверждены Кабинетом министров для ввода в действие с 1 июля 2006 г.
Возникает вопрос, почему цены установлены так, что жители квартир с централизованным теплоснабжением должны платить за того «парня», который сжигает газ непосредственно в своей квартире? Разве коммунальные котельные подают тепло не для населения? Очевидно, что такая политика направлена на развитие систем газоснабжения и на разрушение систем централизованного теплоснабжения.
Государственная политика: шаг вперед или назад?Сегодня на самом высоком государственном уровне разрабатываются программы исключения зданий и районов из системы централизованного теплоснабжения и перевод их на местное отопление от квартирных газовых котлов.
Первый зам. министра топлива и энергетики в своем письме (№ КМ/2-32-0481 от 01.03.06) информирует о поручении Кабинета министров (протокол № 10 заседания КМУ от 22.02.06) «рассмотреть вопрос обеспечения внедрения программы перевода жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры с централизированного на децентрализированное теплоснабжение».
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства призвал местные органы власти «прекратить ремонтировать старые котельные и отдать предназначенные для ремонта средства гражданам на установку автономных газовых котлов». (газета «Property Times» № 14 от 17-23 апреля 2006 г.).Ранее (например, в газете «Нація і держава» № 8 от 28 февраля 2006 г.) в компании «Нафтогаз Украина» заявляли о намерении уже в текущем году установить 1,5 миллиона квартирных газовых котлов, а полная программа должна охватывать, как было сказано, «несколько миллионов квартир».На рынке Украины представлены множество фирм, предлагающих газовые котлы по очень выгодным ценам, с последующей их установкой и сервисным обслуживанием. Однако массовый переход населения на «автономное» отопление, предполагающее установку квартирных или чердачных газовых котлов для отопления, исключает возможность перевода этих теплогенераторов на другие виды топлива в случае частичного или полного прекращения подачи газа. В этих котлах нельзя сжигать ничего кроме газа, а по газопроводным трубам невозможно подать никакого другого топлива. В то же время, существует реальная для центральных газовых котельных возможность перевода их на другой вид топлива, и это нужно делать как можно быстрее.
Существующие системы централизованного теплоснабжения недостаточно совершенны, однако их эффективность может быть кардинально улучшена достаточно простыми средствами. Для этого нужно модернизировать тепловые пункты зданий с использованием эффективного отечественного оборудования. Такая модернизация была выполнена 6 лет назад ОАО «КиевЗНИИЭП» в собственном здании, в результате чего достигнута значительная экономия тепловой энергии, а средства, затраченные на реконструкцию теплового пункта, были возвращены в течение 2,5 месяцев (
рис. 4).
Газ электричеством не заменить!Если мы хотим использовать газ и дальше, то у нас есть две возможности. Первая — поднять тарифы на газ до уровня мировых цен, а вторая — сохранить для населения более низкие цены. По мировым ценам население просто не сможет, да и не станет платить за газ, потому что гораздо выгоднее и проще купить электрический радиатор и включить его в розетку. Сегодня стоимость электрической энергии для населения в Украине практически равна стоимости тепловой энергии, которую можно получить при сжигании газа, если покупать его по мировой цене (см.
таблицу).
Массовый и стихийный переход на электрическое отопление потребует увеличения мощности электростанций Украины на 120 млн кВт. Для этого понадобилось бы 120 Чернобыльских блоков, и задача эта совершенно нереальная. Даже, если эти атомные электростанции будут построены, они не смогли бы уменьшать свою мощность в 2 раза от морозов до оттепели, а летом вообще прекращать работу. Для этого подошли бы угольные электростанции, однако КПД самой совершенной тепловой электростанции в 2,5 раза хуже КПД котельной, и отопительные электростанции потребовали бы 90 млн тонн условного топлива в год, в то время как для отопительных котельных хватило бы 35 млн тонн (
рис. 5).
Если поднять тарифы на газ и не увеличить втрое мощность электростанций, то энергосистема будет разрушена. Чтобы избежать разрушения энергосистемы, придется поднять тарифы на электроэнергию, но повышать эти тарифы на уровень свыше 0,25 грн за кВт/ч вряд ли целесообразно. Если электроэнергия в Украине станет более дорогой, чем в большинстве развитых стран, конкурентоспособность наших товаров на мировом рынке упадет, инфляционные процессы активизируются, и по уровню экономического развития мы будем отброшены далеко назад.
Если тарифы на газ для населения сохранить на относительно невысоком, по сравнению с мировыми ценами, уровне, то придется примерно треть доходнойчасти бюджета Украины израсходовать на оплату экспорта газа, что приведет к еще более тяжелым экономическим последствиям.
Реальные шаги к энергосбережениюИтак, складывается парадоксальная ситуация, с одной стороны, поднимешь тарифы на газ — разрушишь энергосистему, если не поднимешь, то разрушится экономика. Следовательно, напрашивается один вывод — от газа нужно уходить. Ниже приведем программу, разработанную центром энергосбережения ОАО «КиевЗНИИЭП» так называемую «Пять шагов на пути к избавлению от метановой зависимости» (более детально читайте в статье «Газовый кризис — предвестник беды или начало выздоровления?», «С.О.К», № 5, 2006 г., стр. 28-38).
1. Ликвидировать газопроводы, проложенные по фасадам зданий, заменив в этих домах бытовые газовые плиты электрическими. Большинство из этих газопроводов лежат уже более 30 лет, и через них происходят утечки газа, которые никем не регистрируются. В Украине несколько десятков тысяч километров таких газопроводов, и можно предположить, что через них вытекает около 10 % газа, импортируемого Украиной. Поэтому, первое, что нужно было бы сделать, это электрифицировать процесс приготовления пищи. Срок окупаемости* — около 2 лет.
2. Решительно уменьшить потребление тепловой энергии зданиями, присоединенными к системам централизованного теплоснабжения, путем автоматизации тепловых пунктов по отработанной эффективной отечественной технологии, исключающей использование избыточного по своим функциям оборудования. Срок окупаемости — до 1 года.
3. Начать реализацию программы поэтапного утепления существующих зданий, не отвечающих современным требованиям по теплозащите. Однако решать эту проблему нужно комплексно. Если утеплить дома и не оборудовать систему отопления автоматикой, то сэкономленное тепло просто вылетит в «форточку». Срок окупаемости — 15-20 лет.
4. Перевести котельные централизованного теплоснабжения на сжигание угля, торфа, мусора, сухостоя лесов. Использовать тепловые отходы угольных электростанций для теплоснабжения близлежащих городов и селений. В Украине работают 11 крупных тепловых электростанций. Работая на полнуюмощность, эти электростанции выбрасывают в атмосферу или в реки тепловые отходы, эквивалентные 45 млрд м3 природного газа в год. Это тепло не нужно вырабатывать, оно есть и просто выбрасывается на ветер. В результате переоборудования этих электростанций, превращения их в ТЭЦ и прокладки с использованием современных технологий новых теплопроводов, можно обеспечить теплоснабжение большинства городов и поселков. Срок окупаемости прокладывания новых теплопроводов — 2,5-3 года.
5. Отработать на показательных объектах во всех регионах технические решения превращения существующих зданий, прежде всего тех, которые обогреваются природным газом, в объекты автономного теплоснабжения от тепловых насосов, использующих низкопотенциальную энергию окружающей среды или выбрасываемую теплоту техногенного происхождения. Срок окупаемости — до 15 лет.
Результатом реализации всех пяти шагов будет уменьшение потребности населения Украины, предприятий коммунальной теплоэнергетики и ТЭЦ в природном газе на 31 млрд м3 в год. Это приблизительно столько, сколько сожгли все эти потребители в минувшем году. Программа может быть реально выполнена до 2030 г. Общий объем инвестиций оценивается в 200 млрд грн. или около 8 млрд грн. в год, в то время как расходы на покупку природного газа по нынешней мировой цене ($260 за 1000 м3) для нужд теплоснабжения оцениваются в 8,5 млрд долл. в год.