Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Top100+ :: Teplo.com
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Aqua-Term 2013
Кондиционеры Daikin
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры

Теплосчетчик как конкурентное преимущество Версия для печати Отправить на e-mail
18.05.2012

Рассматривать тему организации приборного учета тепла принято с позиций либо потребителя тепла, либо  энергоснабжающей компании. Вопросы эксплуатации как бы отходят на второй план. Ничего удивительного здесь нет, ведь в первую очередь приборный учет служит для коммерческих расчетов между тепловыми сетями и их абонентами.

Тем не менее, именно от того, как организован приборный учет на конкретном объекте теплоснабжения и насколько полноценно он используется для решения вопросов эксплуатации, во многом зависят и эффективность потребления тепловой энергии, и затраты собственников на отопление. А это — прямое конкурентное преимущество в руках управляющей компании.

Учет тепла и эксплуатация зданий

Сколько теплосчетчиков должно быть в доме? При ближайшем рассмотрении, ответ на этот вроде бы простой вопрос, оказывается совсем неочевиден. Особенно если речь идет о зданиях со сложной инженерной инфраструктурой.

«У нас стоит общий теплосчетчик на входе в дом, а дальше теплоноситель поступает в три разных системы: отопи-тельную, горячего водоснабжения и систему подогрева воздуха для приточной вентиляции, — объясняет Андрей Атрощенков, председатель ТСЖ “НЭО" (г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 45). — Пона дом был заселен не полностью, вентиляция не работала и мы поступали следующим образом. Сколько тепла идет на отопление, можно посчитать, просуммировав данные всех квартирных счетчиков. Затем вычитаем эту цифру из общего потребления дома и полученный остаток считаем затратами на горячее водоснабжение (отопление общих площадей в жилом комплексе минимально и его решили в расчет не брать). Эту цифру делили между квартирами пропорционально их расходу. Что мы будем делать в следующем отопительном се-зоне, когда запустим систему вентиляции — вопрос интересный, и ответа на него у нас пока нет. Как показала практика, отсутствие узлов учета тепла в каждом из контуров — серьезная проектная ошибка».

Единственный выход — в заблаговременном, еще на стадии проектирования дома, решении вопросов эксплуатации. Именно так поступили специалисты компании «Ремикс», осуществлявшей строительство 138-квартирного жилого комплекса премиум-класса «Клубный» в подмосковном Видном. «Мы занимаемся не только застройкой, но и последующей эксплуатацией зданий, поэтому должны думать на шаг вперед — рассказывает Денис Прапорщиков, инженер монтажной службы компании, руководивший работами по установке теплосчетчиков в жилом комплексе. — В доме несколько отопительных контуров, в том числе отдельный — на первый этаж занятый под офисы. Каждый из контуров имеет собственный узел управления, оснащенный ультразвуковым теплосчетчиком Multical 601. Кроме того, приборы учета установлены в контурах системы вентиляции, отопления подземной парковки и трехэтажной пристройки — офиса управляющей компании. Поквартирный учет также реализован на базе ультразвуковых приборов, что позволяет обеспечить высокую точность измерений на малых расходах. И конечно же — узел коммерческого учета на общем ИТП на вводе в здание. Все приборы учета расположены в местах общего пользования, поэтому специалисты эксплуатирующей организации имеют к ним свободный доступ. Таким образом, в любой момент мы можем получить полную картину теплопо- требления и всегда точно знаем, какое количество тепла расходуется на те или иные нужды».

Теплосчетчик для оптимизации энергопотребления

Внедрение любого технического решения требует экономического обоснования. Если дом новый, то совсем несложно включить в проект необходимое число узлов учета: их стоимость «растворится» в цене квартир. Но можно ли убедить жильцов раскошелиться на дополнительное оборудование? Окупятся ли их затраты? И что это даст управляющей компании?

Интересен в этом отношении опыт украинских коллег. «Мы принимаем на обслуживание здания, построенные в разное время и уже имеющие определенную инженерную инфраструктуру — рассказывает Александр Иваненко, директор управляющей компа-нии “Витрикс-Комфорт” (г. Киев, Украина). — Собственники считают свои деньги, и нам, чтобы выдержать конкуренцию, нужно заботиться о сокращении их расходов на содержание жилья. Чтобы не делать это за счет собственной прибыли, мы предлагаем своим клиентам решения для оптимизации энергопотребления обслуживаемых зданий».

В первую очередь модернизация затрагивает отопительные системы эксплуатируемых домов. По мнению Александра Иваненко, большинство современных жилых зданий хорошо утеплены, однако при расчетах параметров их отопительных систем применяются устаревшие методы и стандарты. В результате получается, что здания просто перегревают. Если же в ходе эксплуатации вывести их на оптимальный режим теплоснабжения, можно сэкономить немалые средства. «Но для этого нужна эффективная система дифференцированного теплоучета, позволяющая составить детальную картину расхода тепла, — говорит специалист. — Мы должны видеть, на каких участках и в каких контурах теряется больше всего тепла, до какой температуры целесообразно греть теплоноситель, где можно сэкономить, какой экономический эффект дает применение альтернативных решений. В противном случае может получиться, что пытаясь сэкономить в одном направлении энергопотребления мы можем получить перерасход в другом. Поэтому в проект сразу включается необходимое число дополнительных теплосчетчиков».

Для целей эффективного мониторинга в доме в Киеве (Харьковское шоссе, д. 152, корп. 2) под управлением «Витрикс-Комфорт» была организована система диспетчеризации, позволяющая связать всю автоматику в единую сеть сбора данных. Первый ее этап — подключение к сети тепловых пунктов и насосного оборудования уже завершен, и сегодня можно проводить анализ эффективности работы домовой системы отопления, с тем, чтобы дополнительно оптимизировать ее. Следующим шагом должно стать подключение к системе квартирных теплосчетчиков. «Мы специально выбрали приборы КатзКир. Они надежны, долговечны, защищены от несанкционированного доступа и обеспечивают точный учет потребленного тепла даже на небольших расходах. И тому же, их можно очень легко и достаточно недорого объединить в сеть, — говорит Александр Иваненко. — Это удобно не только нам, но и жильцам. Например, чтобы получить счет за коммунальные услуги, достаточно будет спуститься к консьержу и попросить его распечатать квитанцию. Причем оплатить ее можно будет тут же, воспользовавшись платежным терминалом. Подобный опыт у нас уже есть, и собственникам такая организация работы по душе. Помню, один из наших жильцов даже ухитрялся проделывать все перечисленные операции с чашкой кофе в руке».

Поквартирный учет - разумная необходимость

Не менее важен для эксплуатации поквартирный учет тепла. В России подобные решения только начинают применяться. Главным образом — в современных зданиях, где горизонтальная разводка отопления предусмотрена проектом. Основным преимуществом такого подхода к организации системы теплоснабжения является возможность для каждого собственника по своему усмотрению конфигурировать внутренние коммуникации (например, количество, тип и расположение радиаторов, водяной подогрев полов и пр.).

Поквартирный учет тепла (или холода) позволяет решить и ряд проблем эксплуатации здания. «Индивидуальные приборы позволяют нам в режиме реального времени контролировать работоспособность системы комфортного климата, проводить ее диагностику вплоть до конечных потребителей, — говорит Александр Петроченков, специалист управляющей компании “Управление комфортом” холдинга КВ1, обслуживающего жилой комплекс “Новая звезда” в Санкт- Петербурге (Песочная набережная, д. 12). — Также возможно своевременно предотвращать аварии и дистанционно выявлять различные неполадки внутри квартир, что выгодно и жильцам, и управляющей компании. Поэтому эта возможность была учтена при выборе оборудования. Установленные у собственников квартир и на всех отходящих от теплопункта магистралях ультразвуковые приборы учета Кат&гир МиШса140 / предполагают объединение в единую систему диспетчеризации для централизованного сбора данных на компьютер диспетчера».

По словам специалиста, основываясь на показаниях теплосчетчиков, эксплуатирующая организация может давать собственникам рекомендации по оптимизации и обслуживанию внутриквартирных коммуникаций. «Иногда мы советуем установить допол-нительный насос, переложить трубы, удалить из системы воздух и прочее, — поясняет Александр Петроченков. — Облегчает это и процедуру выписки счетов за теплоснабжение. Кроме того, на основании собранных данных мы периодически готовим отчеты для правления ТОН, рекомендации по оптимизации теплопотребления».

Как показала практика, эти рекомендации выливаются в весьма существенную экономию, что выгодно и жильцам, и управляющей компании. «В качестве эксперимента мы предложили жильцам обслуживаемого дома установить квартирные теплосчетчики, — рассказывает Александр Иваненко (“Витрикс-Комфорт"). — В этом сезоне из 176 квартир попробовать согласились сорок. Сперва результат оказался обратным ожидаемому: потребление некоторых квартир доходило до 4 Гкал в месяц. А виной всему — непродуманное отношение к использованию тепла. Пришлось проводить для собственников обучение, например, объяснять, что вместо того, чтобы лишний раз открыть форточку, достаточно просто прикрыть терморегулятор на батарее. А на ночь ее (к примеру, на кухне) можно и вовсе отключить. В результате здравый смысл восторжествовал: по итогам отопительного сезона экономия в целом по дому составила около 15 процентов, и это результат оснащения индивидуальными теплосчетчиками только четверти квартир. В ближайшее время будем делать перерасчет и вернем их владельцам сэкономленные деньги. Думаю, к сентябрю желающих установить квартирные приборы учета прибавится».

Итак, поквартирный учет — это средство для упрощения расчетов за тепло и удобный рабочий инструмент в руках эксплуатирующей организации. «Сегодня поквартирный учет считается наиболее актуальным решением, которое мы стараемся использо-вать при проектировании всех новых зданий», — резюмирует Александр Шляпников, специалист проектного бюро «И.К.С.».

Практика эксплуатации многоквартирных жилых зданий показывает, что дифференцированный учет потребляемого тепла не толь-ко облегчает работу специалистам управляющей компании, но также поднимает качество ее работы на новый уровень. Приборный учет — далеко не последний фактор экономии средств собственников, а значит — реальное конкурентное преимущество на рынке услуг по обслуживанию недвижимости.

Статья подготовлена пресс-службой компании Kamstrup.

 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: