Продолжая тему корректной организации удаления дымовых газов, затронутой в номере 7/2005, хочется коснуться вопроса поверочного расчета (подбора) дымовых каналов для котлов с закрытой камерой сгорания.
Основная задача, стоящая перед специалистом при подборе дымовых каналов, заключается в определении сопротивления газовоздушного тракта и проверке того, справляется ли вентилятор котла с этим сопротивлением.
Сопротивление газовоздушного тракта состоит из суммы сопротивлений линейных участков и местных сопротивлений (поворотов, сужений, терминалов и т.д.).
Чтобы упростить расчеты, сопротивления элементов исчисляют в относительных единицах, зависящих не от марки и модели котла, а только от его конфигурации. Условно принято, что максимально возможное сопротивление для всех котлов составляет 100 единиц.
Для примера рассмотрим систему дымоходов турбированного котла с раздельным забором воздуха и выбросом продуктов сгорания, в которой используются стандартные трубопроводы и фасонные части ∅80 мм (
рис. 1). Для вычисления сопротивления тракта он разбивается на участки: терминал забора воздуха, всасывающий трубопровод, отвод, сепаратор и т. д.
Значения сопротивлений отдельных элементов обычно приводятся в инструкции к отопительному прибору, составляемой заводом-изготовителем.
Их можно также взять из приведенной ниже
табл. 1.
В нашем примере суммарная величина сопротивлений не превысила 100 единиц. Однако представим себе такую ситуацию: длина всасывающего участка составляет не 14, а 18 м. Тогда суммарное сопротивление тракта возрастает до 105 единиц. Следовательно, вентилятор котла не сможет справиться с сопротивлением газовоздушного тракта.
Решить эту проблему можно, увеличив диаметр всасывающей магистрали с 80 до 100 мм. Тогда величина суммарного сопротивления тракта будет находиться в пределах 100 единиц, т. е. вентилятор котла справится с нагрузкой. На
рис. 2 представлен возможный вариант решения такой схемы организации дымоудаления: диаметр всасывающего трубопровода увеличен до 100 мм и между трубопроводами с разным диаметром добавлен редукционный переход.
Однако в данном случае мы можем столкнуться с другой проблемой: при увеличении проходного диаметра газохода скорость потока воздуха в нем падает, что может привести к образованию конденсата, который попадет в котел. При этом появляется вероятность выхода котла из строя. Чтобы снизить риск образования конденсата в газопроводах, необходимо применять их утепленные модификации.
В
табл. 2 приведены значения ориентировочной длины утепленных и неутепленных трубопроводов, при превышении которых начинает образовываться конденсат.
Когда суммарное сопротивление не достигает 50 единиц, необходимо установить диафрагму, которая уменьшает проходное сечение и создает местное сопротивление, увеличивая таким образом суммарное сопротивление газовоздушного тракта. Если этого не сделать, то в топке образуется слишком большое разряжение, что может привести к отрыву пламени и нестабильной работе котла.