|
«Украинский кондиционерный рынок: итоги-2009, прогнозы-2010» |
|
|
15.04.2010 |
14 апреля 2010 года в пресс-центре ИА «Украинские новости» состоялась пресс-конференция «Украинский кондиционерный рынок: итоги-2009, прогнозы-2010».
Во время пресс-конференции директор компании ЛИКОНД Владимир Степура
озвучил итоги кондиционерного рынка за 2009 год и прогнозы на 2010.
Вторая половина 2009 - начало 2010 для кондиционерного бизнеса прошли
под знаком кризиса. Продажи оборудования значительно снизились: если
сравнивать ситуацию с 2008 годом, то рынок существенно сократился. По
оценкам ЛИКОНД, речь идет о количественном сокращении почти на 70%.
По оценкам ЛИКОНД, в 2009 году объем украинского рынка в сегменте
кондиционеров бытовой и легкой коммерческой серии упал до 125 000
единиц техники. Доля сегмента промышленных и полупромышленных
кондиционеров в 2009 году составила около 30 % в общем объеме
проданного оборудования.
Ситуация по различным ТМ и группам оборудования отличается. В первую
очередь снизились продажи кондиционеров эконом-сегмента – примерно на
70% (до кризиса именно этот сегмент занимал «львиную» долю
кондиционерного рынка). Поэтому перед компаниями, которые занимались
таким оборудованием, всё ещё стоит проблема затоваривания складов
нераспроданной техникой, которая впервые возникла еще в 2008 г. В связи
с этим обострилась ценовая конкуренция, так как давление складских
запасов заставляет снижать цену на оборудование. Премиум-сегмент менее
чувствителен к кризисным воздействиям, поэтому тут снижение продаж
меньше (около 60 %).
Среди основных проблем рынка кондиционеров воздуха в 2009 году можно назвать следующие:
1. Снижение спроса на оборудование из-за ухудшения покупательской способности и общей экономической ситуации.
2. Затоваривание складов нераспроданной техникой.
3. Обострение ценовой конкуренции.
4. Ухудшение финансовой дисциплины и др.
В то же время, по итогам 2009 года можно констатировать, что
значительного сокращения количества компаний, занятых в кондиционерном
бизнесе, не произошло. Совсем слабые фирмы с неразвитой инфраструктурой
прекратили свое существование еще в конце 2008 года – как только
появились первые признаки кризиса. Сейчас количество компаний
существенно не изменяется – операторы рынка по-разному приспособились к
новым условиям.
При этом, значительно сократилось количество специалистов, занятых в
кондиционерном бизнесе. За 2008 -2009 год их количество уменьшилось на
20-30 %. Причем, эта тенденция в большей степени коснулась компаний,
которые занимались установкой кондиционерного оборудования (монтаж,
инсталляция).
Компании применяют различные способы снижения расходной части своего
бюджета. Большинство операторов рынка в 2009 году старались
оптимизировать отношения с производителями и поставщиками, чтобы
снизить себестоимость техники. Крупные компании-поставщики ведут диалог
о снижении закупочной цены на оборудование, изменении сроков и условий
кредитования (если есть такая возможность).
В 2009 году, по сравнению с 2008, из-за существенного сокращения
объемов продаж кондиционеров и обострения конкуренции, цены на все
группы кондиционерного оборудования снизились на 10-20 %. При этом
производители кондиционерного оборудования какого-либо масштабного
снижения цен на производимую продукцию не производили. Поэтому,
достигнув в настоящий момент ценового дна, в дальнейшем цены на
кондиционеры уже не будут снижаться (бытовой сегмент), или могут даже
немного подрасти на 5-10 % (полупромышленный сегмент).
Многие кондиционерные компании диверсифицировали свой бизнес. В первую
очередь сместили акценты в своей деятельности на смежные виды –
отопительный и вентиляционный, которые пострадали от кризиса в меньшей
степени.
Специалисты ЛИКОНД считают, что один из путей оптимизации бизнеса – это
дальнейшее развитие компании, формирование предложений, которые
качественно отличают ее в данном городе/регионе, или же сегменте. Речь
идет, в первую очередь, о системах, использующих альтернативные
источники энергии и системах с высокими показателями
энергоэффективности, поскольку на украинском климатическом рынке в
сегменте такого оборудования конкуренция намного меньше. Компания
ЛИКОНД, как официальный партнер DAIKIN в Украине, как раз и предлагает
продукцию, которую инсталляционные компании могут использовать, чтобы
позиционировать себя на рынке, выделиться из общей массы климатических
компаний.
Что касается компании ЛИКОНД, то в 2009 году были изменены некоторые
акценты в работе: индивидуализация работы с партнерами и расширение
сервисного направления.
Индивидуализация работы с клиентами продиктована ужесточившейся
конкуренцией на кондиционерном рынке. Сервисное же направление сегодня
тоже приносит свою отдачу, поскольку в кризис появилось много
некачественных монтажей и - как результат - много работы по устранению
этих неполадок.
В целом, по оценкам экспертов ЛИКОНД, кризис на украинском рынке
климатического оборудования был более ощутим, чем в Европе, поэтому
период стабилизации тоже будет длиться дольше, чем на Западе. По
прогнозам специалистов компании, на украинском рынке кондиционеров в
начале 2010 года падение будет продолжаться и может составить до 20%.
Стабилизацию следует ожидать во второй половине 2010 года. Рост
начнется уже в 2011, но он не будет столь стремительным, как до кризиса.
Главным фактором стабилизации климатического рынка станет улучшение
общей экономической ситуации в стране, что будет способствовать
увеличению инвестиций. Фактор погоды, главным образом, будет
определяющим для продаж бытовых сплит-систем, которые и ранее
отличались выраженной сезонностью продаж.
По прогнозам специалистов ЛИКОНД, количество операторов рынка в 2010
году останется практически без изменений. Проявится профессионализм
специалистов на всех уровнях, произойдет переоценка репутации компаний
и перераспределение долей рынка.
Также ожидается еще большее обострение ценовой конкуренции, поскольку
ощутимым остается давление складских запасов, которые нужно распродать,
а также давление со стороны заказчика, который также требует снижения
цены. И все это на фоне удорожания кредитных ресурсов.
Ощутимой тенденцией в 2010 году будет более жесткая финансовая
дисциплина по всей маркетинговой цепочке: заказчик (особенно бюджетные
организации) – инсталляционная компания – поставщик – производитель.
В поставках оборудования более жесткие требования будут предъявляться к
планированию закупок: качеству и точности планирования (как по
количеству, так и по ассортименту оборудования).
Кроме того, из-за увеличения количества некачественных монтажей сервисная составляющая получает значительную базу на будущее.
Поскольку промышленной гамме кондиционерного оборудования понадобится
больше времени для восстановления, то рынок в ближайшее время, главным
образом, будет подпитывать бытовой сегмент.
|
Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок:
|
|