Летняя жара не «подогрела» спрос на кондиционеры. Вместо традиционного взлета популярности этого оборудования отмечается, наоборот, значительное падении продаж, причем как в Украине, так и в Европе. Находясь почти на пике сезона, представители этого рынка уже называют 2009 г. провальным.
Ухудшаться ситуация начала еще в 2008 г. после окончания летнего
сезона, а в 4-м квартале стало очевидно, что на кондиционерном рынке
наступил глубокий кризис. По словам директора компании «Ликонд»,
официального торгового партнера японской корпорации Daikin в Украине
Владимира Степуры, в Европе ожидается 30-40% спад продаж
кондиционерного оборудования. На сегодняшний день падение продаж
бытовых кондиционеров в Украине в текущем году оценивается в 50-60%.
Несмотря на то, что в последние годы этот сегмент рынка развивался
очень динамично, со скоростью 20-30% в год, даже по оптимистичным
прогнозам он упадет до уровня 2006 г.
Кондиционерным компаниям приходится придумывать сегодня массу способов
и приемов для стимуляции продаж. Как объясняет старший специалист
отдела мелкобытовой техники и систем климат-контроля компании
«Фокстрот. Техника для дома» Павел Закутин, в основном используются
скидки, однако более эффективным методом является кредитование и
снижение стоимости работ по установке. Этот метод как раз применили в
«Фокстроте», предложив покупателям кондиционеров марки LG скидку в 400
грн. на их установку. Директор компании «Киевспецклимат» Вадим
Хмельницкий добавляет, что скидки на оборудование делают даже без их
официального объявления, ведь цены устанавливает рынок, и если
происходит падение продаж, то за ним следует демпинг.
Снижение цен эксперты называют главной тенденцией рынка наравне со
уменьшением торговой наценки и рентабельности кондиционерных компаний.
По данным П. Закутина, в долларовом эквиваленте цены на дорогие
кондиционеры остались на уровне прошлого года, а средние и бюджетные
марки стали дешевле на 5-15%. В итоге стартовая цена на бюджетный
сплит-кондиционер сегодня составляет 1400 грн., модели средней ценовой
категории продаются в диапазоне 2000-4000 грн.
Его слова подтверждает В. Хмельницкий, который также отметил падение
цен на кондиционеры порядка на 20%. Правда, к сумме покупки придется
прибавить еще стоимость установки, которая в зависимости от количества
расходных материалов, сложности работ и площади помещения, в котором
будет работать кондиционер, составляет в среднем от 1 тыс. до 2 тыс.
грн.
Более низкая, чем в прошлом году, стоимость кондиционеров объясняется
не только тем, что скидки делают производители, но и тем, что на
складах дилеров и дистрибьюторов накопилось очень много запасов 2008 г.
Это связано с тем, что раньше рынок развивался динамично, и чтобы
отвоевывать у конкурентов свою «территорию», приходилось закупать
кондиционеры впрок, заранее завозить на склады большой их ассортимент.
Ведь в горячий сезон выигрывал тот, кто мог предложить покупателю
необходимый товар. «Еще в прошлом году периодически по некоторым маркам
и их моделям наблюдался дефицит, все старались поставить оборудование
пораньше, но не все в итоге успели его привезти и продать до снижения
спроса. Когда это произошло, компании остались с большим объемом
оборудования на руках, имея которое в прошлом они бы завоевали важную
долю на рынке. Исходя из серьезности ситуации, можно сказать, что
некоторые компании целый год будут продавать то оборудование, которое
они завезли еще в прошлом году», - говорит В. Степура.
Поэтому расстановка сил на рынке пока не особо поменялись, отмечают
эксперты. Пока остались те же страны и те же бренды, что и раньше:
дорогие японские Mitsubishi, Daikin, Futjitsu, Hitachi, MHT, Melco,
Panasonic, Sanyo, Sharp, Toshiba и американские Carrier, McQuay, York,
Lennox, Trane; средние корейские LG, Samsung, Daewoo; дешевые китайские
Midea, Haier, Gree, Chigo, Chunlan, Kelon, Hisense, Galanz. Хватает на
рынке и малоизвестных дешевых марок.
Среди частных потребителей наиболее востребованными были и остаются
сплит-системы мощностью 2,5 кВт, настенные системы PAC мощностью 7 кВт
и канальные мощностью 12,5 кВт. В соответствие с нашим климатом
преимущество отдается кондиционерам класса «холод-тепло», класс «холод»
используется только для отдельных предприятий, например,
телекоммуникационного назначения.
В течение ближайшего года не исключен уход с рынка Украины некоторых
компаний или сокращение сети их представительств. В число
кондиционерных компаний входят дилеры (инсталляционные компании),
дистрибьюторы (оптовые поставщики и продавец), а также супермаркеты и
магазины электроники. Кому из них придется хуже всего, эксперты пока
прогнозировать не берутся. Однозначно уходить будут те компании,
которые окажутся неконкурентоспособными в сегодняшних условиях, не
сумеют перестроить свой метод работы и ведения бизнеса, не сумеют
диверсифицировать спектр услуг. Считать «выживших» можно будет по
осени, когда закончится жаркая пора.
http://www.airweek.ru