По оценкам специалистов компании „Ликонд”, официального торгового партнера Daikin Europe N.V. в Украине, в течение 1 квартала 2009 года продажи кондиционерного оборудования в стране снизились более чем на 50% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), практически во всех сегментах оборудования. Особенно сильно кризис коснулся бытовой гаммы кондиционеров. У многих компаний при этом на складах осталось нераспроданное с 2008 года оборудование (по разным оценкам от 150 до 200 тысяч шт. бытовых кондиционеров воздуха).
Операторы кондиционерного рынка сейчас оказались в разных условиях в
зависимости от их финансового состояния, портфеля клиентов,
специализации, связей и контактов, степени зависимости от кредитов и
других факторов.
Вместе с тем, обострившаяся конкуренция будет способствовать повышению
качества услуг по установке и обслуживанию кондиционеров (за счет
достаточного количества квалифицированных специалистов).
Кризис повлиял на сегменты рынка кондиционеров неравномерно. Эксперты
прогнозируют уход с рынка операторов в сегменте недорогого
оборудования, прежде всего малоизвестных марок.
Премиум-сегмент кондиционерного рынка достаточно устойчив к влиянию
текущего финансового кризиса и имеет свои особенности. Например, по
прогнозам экспертов, строительство элитного высотного жилья будет
остановлено, в связи с чем, количество тендеров резко уменьшится. Но
кондиционерами оборудуются не только новые, но и уже построенные
объекты. Кроме того, сегмент «малого строительства» (коттеджи,
загородные дома) тоже будет развиваться, хотя и более медленными
темпами, о чем свидетельствует позитивная статистика продаж
строительных супермаркетов.
Как считают эксперты, касательно бытовых сплит-систем, вероятно, будут
наблюдаться два сценария поведения потребителей: экономия на цене
покупки или покупка качественного, более энергоэффективного
оборудования, которое позволит экономить на электроэнергии и ремонте.
Какой из этих сценариев больше отразиться на динамике рынка, покажет
второй квартал.
Владимир Степура, директор компании «Ликонд» отметил: «Кризис заставил
компании работать более эффективно, более четко строить
бизнес-процессы, более жестко подходить к планированию, фокусироваться
на своих сильных сторонах. Дефицит квалифицированных кадров значительно
уменьшится, а качество сервиса улучшится. Сейчас у компаний больше
времени, чтобы уделить внимание сервису и обучению персонала. Также
наблюдается усиление интереса к высокотехнологическим инновационным
решениям, которые позволяют снизить издержки при выполнении монтажных
работ и существенно сократить энергоемкость климатического
оборудования».
Эксперты также отмечают, что для кондиционерного рынка показательным
является второй квартал года. Ситуация станет более ясной и более
прогнозируемой к лету.
В целом в 2009 году на кондиционерном рынке ожидается спад и уменьшение
темпов роста. Сегодня эксперты прогнозируют падение темпов роста рынка
на 40-50%. При этом в регионах будут наблюдаться более высокие темпы
падения, поскольку основное финансирование идет через столицу.
По материалам компании «ЛИКОНД»
|