Скоро исполнится год, как премьер Юлия Тимошенко пообещала: в Украине развернется программа по обеспечению страны биологическим топливом собственного производства. Причем речь шла не о набившем оскомину биогазе из экскрементов (по мнению специалистов, его широкое использование довольно проблематично из-за нестабильности химического состава), а о совершенно новом явлении: биотопливе, которое вырабатывают водоросли.
«Они растут в трубах и даже не прикасаются к земле. В настоящий момент
все это поднимаем и ставим, во-первых, на экспериментальную базу, а
во-вторых, на промышленное производство Стоимость дизельного горючего
из водорослей будет в пределах 2 гривен, бензина — 3 гривен, а его
качество намного лучше, чем у того, которое изготовляется из
нефтепродуктов», — объяснила премьер.
Сегодня разыскала эти таинственные водоросли, и ученых, которые их
выращивают: в Киеве в Институте ботаники им. М. Г. Холодного НАН
Украины. Увы, оказалось, что пока нигде в мире нет промышленного
производства топлива из таких водорослей и неизвестно, когда это будет.
При этом за рубежом в подобные разработки вкладывают сотни миллионов
долларов, у нас — копейки.
БОТРИОКОККУСЫ. Откроем тайну: живые производители биотоплива называются
«Ботриококкус броунии». «Это — уникальные одноклеточные водоросли
размером в 5 микрон (0,005 мм) и весом около 1 мг (0,001 г), которые в
процессе роста накапливают в себе не жирные кислоты, как другие
растения: рапс, подсолнечник, водоросли хлорелла (именно такие кислоты
являются сырьем для биодизельного топлива), а нефтеподобные соединения
— длинноцепочечные углеводороды. Фактически это — биологическая нефть,
которая не нуждается в дальнейшей обработке для получения из нее
топлива, но если ее подвергнуть крекингу (переработке на НПЗ), как
ископаемую нефть, длинные цепочки углеводородов от высокой температуры
порвутся на более короткие и получится бензин и дизтопливо, —
рассказывает замдиректора по науке Института ботаники доктор
биологических наук Елена Золотарева. — В ботриококкусе бионефть
накапливается внутри клеток (их хорошо видно в обычный микроскоп) в
виде капель и при несильном нажатии легко выделяется из них во
внеклеточное пространство, причем сухая масса каждой клетки содержит до
70% углеводородов. Именно поэтому ботриококкус рассматривается как один
из наиболее интересных живых объектов для выработки горючего. Однако
есть серьезная проблема. Водоросль одноклеточная, но колониальная:
растет не отдельными клеточками, а слипается в большие конгломераты. В
результате клеткам, находящимся внутри этого «комка», не хватает света
и они плохо развиваются. К тому же, хорошие штаммы очень дорогие:
небольшая пробирка стоит сотни тысяч долларов. Проблема выращивания
ботриококкуса в промышленных масштабах не решена и говорить о
регулярном получении крупных объемов топлива из него прямо завтра
нельзя, да и цена его сейчас будет отнюдь не 3 гривни за литр, а на
порядок больше».
А вот биодизель — продукт, вырабатываемый из растительных масел и
смешиваемый с дизельным топливом в пропорции от 5 до 30% (без переделки
двигателя), действительно намного выгоднее производить из обычной
хлореллы, которая живет в наших реках и озерах, чем даже из рапса или
подсолнечника. «Подсолнечник дает 800 кг масла с гектара,рапс — тонну,
масличная пальма (у нас она не растет) — 5 тонн, а микроводоросли —
79,3 тонны (!) с гектара, или почти в 80 раз больше, чем рапс и в 100
раз больше, чем подсолнух», — говорит профессор Золотарева.
Прекрасный результат, но есть масса технологических проблем, признает
она: например, необходимо ночью подогревать воду в водоемах с
водорослями. В южных штатах США — Калифорния, Нью-Мексико, Гавайи в
течение 6 лет проводили эксперименты по промышленному выращиванию
хлореллы в открытых водоемах площадью 1000 кв. м (0,1 га). Удалось
добиться прироста до 50 г биомассы с 1 кв. м в день или до 50 кг с 0,1
га. Это значит, что 2 миллиона таких прудов (0,1% земель в США,
пригодных для выращивания водорослей) могли бы давать топлива для 5%
американских автомобилей, но пока до промышленной переработки в США
дело не дошло — нужно вложить миллиарды долларов.
НАШ РАПС ИДЕТ ЗА ГРАНИЦУ. Для Украины расчеты показывают: чтобы топливо
из хлореллы было дешевле, чем из нефти, водоросли также надо выращивать
в открытых водоемах, под солнечным светом, дабы не тратить на освещение
электроэнергию. К сожалению, в наших широтах это возможно только в
Крыму, и то зимой хлорелла будет расти очень медленно. Поэтому в
Украине рапс и подсолнечник по-прежнему являются самым распространенным
сырьем для производства биодизеля, несмотря на то, что они сильно
истощают почву. В основном его экспортируют в Германию: немцы платят
украинским фермерам хорошие по нашим меркам деньги — до 1200 грн. за
тонну, это больше на 20%, чем за тонну продовольственной пшеницы 3
класса, выращивать которую намного дороже, чем рапс. В прошлом году его
экспортировали около 700 тыс. т.
http://www.segodnya.ua
|