Бурные события уходящего года, связанные с глобальным финансовым и экономическим кризисом, заставляют уже сегодня специалистов в самых различных сферах гадать относительно того, на сколько по времени затянется мировой застой и с помощью чего из него можно будет в скорейшие сроки выбраться.
Ключевыми во всех этих прогнозах называется состояние мировой
энергетики и те нефтегазовые комбинации, которые уже в будущем году во
многом и определят темпы экономического развития практически всех стран
мира (что энергоэкспортирующих, что тех, для которых мировые цены на
закупаемые нефть и газ - вопрос национального выживания).
И хотя президенты и премьер-министры всех государств, которые наполняют
свои национальные бюджеты по большей части именно за счет нефтегазовых
поступлений, все время твердят о прежде всего какой-то коммерческой
оправданности своего энергосотрудничества, и в 2009 году на первом
плане в энергетической сфере свои правила игры будет диктовать отнюдь
не денежная составляющая, а исключительно «большая политика».
А поскольку в нее играть отнюдь не отказываются ни в России, ни в США,
ни в странах Евросоюза, то можно с уверенностью предположить, что
прокладка новых нефтегазовых маршрутов, а также определение
«справедливых цен» и на нефть, и на газ будут напрямую зависеть от
того, какие прежде всего политические интересы станут продавливать и в
Центральной Азии, и в районе Каспия ведущие мировые державы.
Одной из самых дискутируемых тем в прошедшем году была идея России,
Ирана и Катара (при последующей поддержке других газодобывающих
государств) создать некий единый механизм по подобию нефтяного картеля
ОПЕК. Задача этой «газовой тройки» выглядела незатейливой и с виду
вполне осуществимой - диктовать свои правила игры на мировых газовых
рынках и по возможности координировать цены на газовые контракты при
продаже «голубого топлива» как в Европе, так и в Азии.
Причины, по которым Москва, Тегеран и Доха пошли на этот
«консультационный союз», были разными, но общая идея добиваться на свой
главный экспортный товар «справедливой цены» вполне разумна и
оправданна. При этом, правда, ничего дальше координации своих действий
в этих странах пока не получилось, да и получиться на ближайшую
перспективу вряд ли получится. Рынка как такового для природного газа в
мире пока не существует, да и понятия относительно «справедливой цены»
за тысячу кубометров природного газа у той же России (и ее основных
европейских клиентов) и Ирана (Китай, Южная Корея и другие рынки)
весьма разнятся.
Пока все заклинания о якобы создании новой «газовой ОПЕК» в уходящем
году обернулись лишь договоренностью трех стран ежеквартально
встречаться для совместных консультаций. К чему эти переговоры и
встречи будут приводить, предсказать пока сложно, потому как никаких
механизмов о превращении договоренностей, достигнутых в неформальной
обстановке, в нечто более «контролирующе-осязаемое» на газовом мировом
рынке пока создано не было.
Даже создание совместного экспертного комитета трех газовых стран, на
которые приходится более 60% всей мировой газодобычи, в целом не сможет
каким-то серьезным образом повлиять на конъюнктуру мировых цен на
«голубое топливо». И, скорее всего, в новом году чисто политические
расклады станут определять не только переговорные цены на газ в каждом
конкретном случае (что между Россией и Украиной, что между Катаром и
Южной Африкой), и то, по каким маршрутам эти газовые потоки на мировые
рынки будут в конечном итоге попадать.
Между тем уже сегодня можно с уверенностью предсказать, что в интересах
не только «большой газовой тройки», но и всех других крупнейших газовых
производителей (в том числе в странах СНГ таковыми являются
Туркменистан, Казахстан и Азербайджан) сохранять максимально высокие
цены на газ, особенно с учетом резкого падения мировых цен на нефть (а
ее и Казахстан, и Азербайджан, и Россия, и Иран также как и газ в
больших количествах экспортируют).
Также не изменится в наступающем году ситуация, при которой именно
Россия плюс газопроводы, которые через ее территорию доставляют
«голубое топливо» в Европу, останется главным экспортером этого
энергоресурса в европейские страны. Даже если какие-то решения с
политической подоплекой по поводу прокладки новых нефте- и газопроводов
в Европу будут приняты, пока именно российский участок всей имеющейся в
наличии трубной сети будет оставаться для европейцев ключевым.
Вряд ли что-то кардинальное произойдет и вокруг Каспия с теми
поставками как нефти, так и природного газа, которые отсюда на мировые
рынки уже поступают. В частности, Иран до сих пор не может (и в будущем
году перспектив на это особых не видно) поставлять свой природный газ в
европейские страны из-за жестких американских санкций. При этом даже
если Иран и Соединенные Штаты возобновят дипломатический диалог и
двусторонние контакты действительно сдвинутся с места, на уровне новых
инвестиций в газопроводы, которые бы доставили иранский природный газ в
Европу, пройдет еще очень много времени.
http://www.fuelalternative.com.ua
|