Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры Daikin
c-o-k.ru
Системы воздушного отопления
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Aqua-Term 2013
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Top100+ :: Teplo.com

Характерные отступления от требований нормативных актов по вопросам пожарной безопасности Версия для печати Отправить на e-mail
25.12.2007

Автор Орест ФОК, нач. отдела нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл., полковник вн. Службы

В Перечень нормативных документов Госрегионстроя Украины включены около 2000 документов, в т.ч. ГОСТ и ДСТУ, ВСН, ОНТП и ВНТП, СНиП, ДБН, ВБН, пособия к нормативным документам, а также СН, РСН, РД, ОСТ, СТ СЭВ и др. Государственный реестр нормативных актов по вопросам пожарной безопасности насчитывает более 450 нормативных актов…

Процесс обновления нормативных актов в области пожарной безопасности идет особенно активно последние 3-4 года.

Такое обилие нормативных актов, в области строительства и пожарной безопасности порой ставит проектантов в затруднительное положение при разработке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов в процессе их эксплуатации.

Очевидно, что если в процессе проектирования и строительства объектов не будут учтены все требования действующих нормативных актов, касающиеся вопросов пожарной безопасности, то могут возникнуть многие нежелательные ситуации, начиная с отказа представителя органов государственного пожарного надзора подписывать государственный акт о приемке в эксплуатацию объекта, до более серьезной — возникновение и развитие пожара, приводящего к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

Отвечать, в том числе и в уголовном порядке, придётся всем, по чьей вине это произошло, то есть проектантам, строителям и эксплуатационникам.

Чтобы избежать такой участи, надо хорошо знать требования нормативных документов, касающихся вопросов пожарной безопасности и соблюдать их при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.

Как показали проверки, многие проектные организации не позаботились о приобретении новых нормативных документов. Одной из причин слабого знания противопожарных требований норм является и то, что в большинстве проектных организаций не проводится их систематическое изучение и проверка знаний.

В результате чего, при проведении экспертизы проектно-сметной документации, экспертами государственного пожарного надзора выявляется большое количество отклонений от требований норм в части пожарной безопасности.

Проекты, в которых выявляются отступления от требований нормативных документов, возвращаются на доработку и внесение соответствующих изменений, а должностные лица (главные инженеры проектов, разработчики отдельных разделов) привлекаются к административной ответственности. И, естественно, имеет место недовольство заказчиков, что может привести их к желанию обратиться к другой проектной организации.

Практически во всех проектных организациях Одесской области отсутствуют специалисты-нормоконтроллёры по пожарной безопасности (за исключением ГП «ЧЕРНО-МОРНИИПРОЕКТ»), что также является причиной многих отклонений от норм, выявляемых экспертами.

Хотелось бы выделить следующие наиболее характерные отклонения в проектах от требований действующих нормативных актов:

1. Не разрабатываются и не включаются в состав проектной документации специальные разделы по пожарной безопасности согласно ДБН А.22-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и тверждения проектной документации для строительства»:

❏ в состав ТЭО инвестиций — «Основные решения по взрывопожарной безопасности производств»,

«Идентификация и декларация безопасности объектов повышенной опасности» разделы 16 и 17 соответственно;

❏ в состав проекта на строительство объектов гражданского назначения — раздел «Инженерные решения по противопожарным мерам»;

❏ в состав проекта на строительство объектов промышленного назначения — в раздел пояснительной записки "Охрана труда" не приводятся сведения, касающиеся пожарной безопасности, а в разделе "Архитектурно-строительные решения" не включается описание и обоснование мероприятий по пожаробезопасности.

Кроме того, в пояснительной записке не указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта. ТЭО, ТЭР, П и РП не подписываются должностными лицами и исполнителями, как требуется согласно пункту 16 ДБН А.2.2-3-2004.

2. При решении вопросов безопасной эвакуации людей, находящихся в помещениях зданий:

❏ не предусматриваются два эвакуационных выхода из здания, с каждого этажа и из помещения;

❏ двери на путях эвакуации предусматриваются открывающимися не по направлению выхода из здания;

❏ не предусматривается оборудование дверей лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, а также дверей лифтовых холлов приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;

❏ не предусматриваются системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей;

❏ на путях эвакуации применяются строительные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем указано в пункте 5.24 ДБН В. 1 I -7-2002;

❏ не предусматривается, при возникновении пожара, опускание на первый этаж лифтов и подъемников, открывание их и выключение (пункт 5.8.2 НАПБА.01.001 -2004;

❏ предусматривается установка на окна помещений, где пребывают люди, глухих (несъёмных, не открывающихся) решеток (пункт 4.2.14 НАПБ А.01.001 -2004;

❏ в качестве эвакуационных выходов устраиваются раздвижные и подъёмно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери, вращающиеся и раздвижные турникеты;

❏ эвакуационные выходы из помещений располагаются не рассредоточено;

❏ не предусматривается устройство аварийной противодымной вентиляции для обеспечения эвакуации

людей в начальной стадии пожара, согласно СНиП 2.04.05 -91*.

3. Не указываются показатели пожарной опасности веществ и материалов, применяемых в технологическом процессе и хранящихся в помещениях, или указываются не все показатели, требуемые ГОСТ 12.1.044-89.

4. При определении категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НАПБ Б.07.005-86 (ОНТП 24-86/МВД СССР):

❏ не определяются категории помещений и зданий;

❏ не проводятся (когда это требуется) расчёты по определению категорий помещений и зданий;

❏ неправильно определяются категории помещений и зданий в целом, при размещении в здании помещений с различными категориями;

❏ определяется категория помещений и зданий не производственного и складского назначения;

❏ не отделяются помещений категорий А, Б и В одно от другого, а также от помещений категорий Г и Д и коридоров противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями соответствующих типов;

❏ не предусматривается устройство противопожарных тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха в местах проемов в противопожарных перегородках, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток;

❏ в качестве легкосбрасываемых конструкций в помещениях категорий А и Б принимаются окна и фонари, не соответствующие по площади и конструктивно требованиям пункта 2.42 СНиП 2.09.02 — 85*.

5. Не определяются и не указываются классы и границы взрывоопасных и пожароопасных зон согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), а также пожароопасные характеристики веществ и материалов, создающих эти зоны (категория и группа взрывоопасной смеси, нижние концентрационные пределы распространения пламени и др.).

6. В спецификации электрооборудования не указывается его маркировка по взрывозащите и степени

защиты оболочек.

7. При определении степени огнестойкости зданий и сооружений:

❏ руководствуются не пунктом 2.17 и таблицей 4 ДБН В. 1.1-7.2002, а справочным приложением Д этого документа;

❏ степень огнестойкости зданий определяется без указания пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним и сравнения этих показателей с требуемыми показателями табл. 4 ДБН 3.1.1- 7.2002.

8. Не даются ссылки на таблицы норм при определе нии допустимого количества этажей зданий, предельной площади пожарных отсеков в зависимости от степени огнестойкости здания и его категории по взрывопожарной и пожарной опасности. Не делятся на противопожарные отсеки, соответствующими противопожарными стенами, здания, превышающие допустимые площади этажа, а также разные по функциональному назначению (АБК oт производственного корпуса, складские помещения от производственных и т.п.).

Элементы заполнения проёмов в противопожарных преградах не соответству- ют требованиям таблиц 1,2 и 3 ДБН В. 1.1-7.2002.

9. При проектировании зданий применяются строительные конструкции, не соответствующие требованиям табл. 4 ДБН В. I 1-7.2002 по показателям пределов огнестойкости и распространения огня.

10. Не приводится информация о наличии протоколов испытаний по определению пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним (в т. ч. балок, панелей, ригелей, колонн, лестничных маршей, площадок, косоуров и т. п.).

11. Не производится расчёт устойчивости противопожарных стен при одностороннем обрушении примыкающих к ним конструкций.

12. Не определяется потребность проектируемых объектов в пожарной технике, в том числе, в первичных средствах пожаротушения, согласно пункту 6.4.1 НАПБ АО 1.001 -2004.

13. В производственных и складских помещениях, в которых применяются, хранятся или производятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, не предусматривается установка автоматических газоанализаторов для контроля состояния воздушной среды.

14. В проектах организации строительства не отражаются вопросы пожарной безопасности согласно

ДБН А.3.1-5-96 и НАПБ АО 1.001-2004.

15. Применение в проектах материалов и веществ, как отечественного, так и зарубежного производства, на которые отсутствуют данные относительно их пожарной безопасности.

16. Применение в проектах продукции противопожарного назначения, не имеющей государственных сертификатов.

17. При проектировании пожарной автоматики зданий и сооружений:

❏ тип автоматического пожарного извещателя выбирается вне зависимости от назначения помещения, характера горючих материалов и первичных признаков пожара;

❏ не предусматривается оборудование помещение и объектов автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации согласно НАПБ Б.06.004 — 2005;

❏ установки пожарной автоматики не относят по степени обеспечения надёжности электроснабжения к I категории;

❏ при использовании в качестве резервного источника электропитания аккумуляторных батарей, не указывается, в течение какого времени они обеспечат работу установки в дежурном режиме и в режиме «Пожар».

18. Не предусматривается требуемое количество выходов на кровли зданий, наружных пожарных лестниц (для подъёма на кровлю и в местах перепада высот кровель).

19. Не ограждаются по периметру кровли зданий согласно пункту 6.13 ДБН В.1.1-7.2002.

20. Зазор между лестничными маршами принимается менее 75 мм.

21. При проектировании внутреннего противопожарного водопровода выявляются следующие отступления от обязательных требований норм:

❏ неправильно определяются число струй и минимальный расход воды на одну струю,

❏ неправильно определяется время работы пожарных кранов;

❏ при определении мест размещения пожарных стояков и пожарных кранов не учитываются требования пункта 6.12 СНиП 2.04.01- 85* (в части спаренных пожарных кранов, орошения каждой точки помещения двумя струями, установки пожарных кранов в технических этажах, чердаках и технических подпольях);

❏ не предусматривается возможность размещения двух ручных огнетушителей в пожарных шкафах производственных, административно-бытовых и общественных зданий, системы внутреннего противопожарного водопровода при числе пожарных кранов свыше 12 принимаются тупиковыми;

❏ кольцевые сети внутреннего противопожарного водопровода не присоединяются к наружной кольцевой сети двумя и более присоединениями к различным участкам наружной кольцевой сети водопровода;

❏ не устанавливаются задвижки (или вентили) между вводами в здание на наружной сети для обеспечения подачи воды в здание при аварии на одном из участков сети;

❏ не предусматривается устройство обводной линии на вводе в здание, при наличии одного вода в здание, а также в случаях, когда счётчик холодной воды не рассчитан на расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение.

Отдел нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл. рекомендует проектным организациям, предприятиям, учреждениям:

1. Пополнить проектные кабинеты и библиотеки нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами, касающимися вопросов пожарной безопасности, действующими в Украине.

2. Ввести в штаты проектных организаций должность специалиста-нормоконтролёра по пожарной безопасности.

3. Организовать изучение с проектантами нормативных документов в области строительства, в части требований пожарной безопасности. ■

Редакция журнала «С.О.К.» выражает благодарность своим коллегам из журнала «Будiвництво та

безпека» за помощь в подготовке материала.

Последнее обновление ( 22.05.2008 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: