Автор Орест ФОК, нач. отдела нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл., полковник вн. Службы В Перечень нормативных документов Госрегионстроя Украины включены около 2000 документов, в т.ч. ГОСТ и ДСТУ, ВСН, ОНТП и ВНТП, СНиП, ДБН, ВБН, пособия к нормативным документам, а также СН, РСН, РД, ОСТ, СТ СЭВ и др. Государственный реестр нормативных актов по вопросам пожарной безопасности насчитывает более 450 нормативных актов… Процесс обновления нормативных актов в области пожарной безопасности идет особенно активно последние 3-4 года.
Такое обилие нормативных актов, в области строительства и пожарной безопасности порой ставит проектантов в затруднительное положение при разработке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов в процессе их эксплуатации. Очевидно, что если в процессе проектирования и строительства объектов не будут учтены все требования действующих нормативных актов, касающиеся вопросов пожарной безопасности, то могут возникнуть многие нежелательные ситуации, начиная с отказа представителя органов государственного пожарного надзора подписывать государственный акт о приемке в эксплуатацию объекта, до более серьезной — возникновение и развитие пожара, приводящего к гибели людей и уничтожению материальных ценностей. Отвечать, в том числе и в уголовном порядке, придётся всем, по чьей вине это произошло, то есть проектантам, строителям и эксплуатационникам. Чтобы избежать такой участи, надо хорошо знать требования нормативных документов, касающихся вопросов пожарной безопасности и соблюдать их при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов. Как показали проверки, многие проектные организации не позаботились о приобретении новых нормативных документов. Одной из причин слабого знания противопожарных требований норм является и то, что в большинстве проектных организаций не проводится их систематическое изучение и проверка знаний. В результате чего, при проведении экспертизы проектно-сметной документации, экспертами государственного пожарного надзора выявляется большое количество отклонений от требований норм в части пожарной безопасности. Проекты, в которых выявляются отступления от требований нормативных документов, возвращаются на доработку и внесение соответствующих изменений, а должностные лица (главные инженеры проектов, разработчики отдельных разделов) привлекаются к административной ответственности. И, естественно, имеет место недовольство заказчиков, что может привести их к желанию обратиться к другой проектной организации. Практически во всех проектных организациях Одесской области отсутствуют специалисты-нормоконтроллёры по пожарной безопасности (за исключением ГП «ЧЕРНО-МОРНИИПРОЕКТ»), что также является причиной многих отклонений от норм, выявляемых экспертами. Хотелось бы выделить следующие наиболее характерные отклонения в проектах от требований действующих нормативных актов: 1. Не разрабатываются и не включаются в состав проектной документации специальные разделы по пожарной безопасности согласно ДБН А.22-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и тверждения проектной документации для строительства»: ❏ в состав ТЭО инвестиций — «Основные решения по взрывопожарной безопасности производств», «Идентификация и декларация безопасности объектов повышенной опасности» разделы 16 и 17 соответственно; ❏ в состав проекта на строительство объектов гражданского назначения — раздел «Инженерные решения по противопожарным мерам»; ❏ в состав проекта на строительство объектов промышленного назначения — в раздел пояснительной записки "Охрана труда" не приводятся сведения, касающиеся пожарной безопасности, а в разделе "Архитектурно-строительные решения" не включается описание и обоснование мероприятий по пожаробезопасности. Кроме того, в пояснительной записке не указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта. ТЭО, ТЭР, П и РП не подписываются должностными лицами и исполнителями, как требуется согласно пункту 16 ДБН А.2.2-3-2004. 2. При решении вопросов безопасной эвакуации людей, находящихся в помещениях зданий: ❏ не предусматриваются два эвакуационных выхода из здания, с каждого этажа и из помещения; ❏ двери на путях эвакуации предусматриваются открывающимися не по направлению выхода из здания; ❏ не предусматривается оборудование дверей лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, а также дверей лифтовых холлов приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; ❏ не предусматриваются системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей; ❏ на путях эвакуации применяются строительные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем указано в пункте 5.24 ДБН В. 1 I -7-2002; ❏ не предусматривается, при возникновении пожара, опускание на первый этаж лифтов и подъемников, открывание их и выключение (пункт 5.8.2 НАПБА.01.001 -2004; ❏ предусматривается установка на окна помещений, где пребывают люди, глухих (несъёмных, не открывающихся) решеток (пункт 4.2.14 НАПБ А.01.001 -2004; ❏ в качестве эвакуационных выходов устраиваются раздвижные и подъёмно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери, вращающиеся и раздвижные турникеты; ❏ эвакуационные выходы из помещений располагаются не рассредоточено; ❏ не предусматривается устройство аварийной противодымной вентиляции для обеспечения эвакуации людей в начальной стадии пожара, согласно СНиП 2.04.05 -91*. 3. Не указываются показатели пожарной опасности веществ и материалов, применяемых в технологическом процессе и хранящихся в помещениях, или указываются не все показатели, требуемые ГОСТ 12.1.044-89. 4. При определении категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НАПБ Б.07.005-86 (ОНТП 24-86/МВД СССР): ❏ не определяются категории помещений и зданий; ❏ не проводятся (когда это требуется) расчёты по определению категорий помещений и зданий; ❏ неправильно определяются категории помещений и зданий в целом, при размещении в здании помещений с различными категориями; ❏ определяется категория помещений и зданий не производственного и складского назначения; ❏ не отделяются помещений категорий А, Б и В одно от другого, а также от помещений категорий Г и Д и коридоров противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями соответствующих типов; ❏ не предусматривается устройство противопожарных тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха в местах проемов в противопожарных перегородках, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток; ❏ в качестве легкосбрасываемых конструкций в помещениях категорий А и Б принимаются окна и фонари, не соответствующие по площади и конструктивно требованиям пункта 2.42 СНиП 2.09.02 — 85*. 5. Не определяются и не указываются классы и границы взрывоопасных и пожароопасных зон согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), а также пожароопасные характеристики веществ и материалов, создающих эти зоны (категория и группа взрывоопасной смеси, нижние концентрационные пределы распространения пламени и др.). 6. В спецификации электрооборудования не указывается его маркировка по взрывозащите и степени защиты оболочек. 7. При определении степени огнестойкости зданий и сооружений: ❏ руководствуются не пунктом 2.17 и таблицей 4 ДБН В. 1.1-7.2002, а справочным приложением Д этого документа; ❏ степень огнестойкости зданий определяется без указания пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним и сравнения этих показателей с требуемыми показателями табл. 4 ДБН 3.1.1- 7.2002. 8. Не даются ссылки на таблицы норм при определе нии допустимого количества этажей зданий, предельной площади пожарных отсеков в зависимости от степени огнестойкости здания и его категории по взрывопожарной и пожарной опасности. Не делятся на противопожарные отсеки, соответствующими противопожарными стенами, здания, превышающие допустимые площади этажа, а также разные по функциональному назначению (АБК oт производственного корпуса, складские помещения от производственных и т.п.). Элементы заполнения проёмов в противопожарных преградах не соответству- ют требованиям таблиц 1,2 и 3 ДБН В. 1.1-7.2002. 9. При проектировании зданий применяются строительные конструкции, не соответствующие требованиям табл. 4 ДБН В. I 1-7.2002 по показателям пределов огнестойкости и распространения огня. 10. Не приводится информация о наличии протоколов испытаний по определению пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним (в т. ч. балок, панелей, ригелей, колонн, лестничных маршей, площадок, косоуров и т. п.). 11. Не производится расчёт устойчивости противопожарных стен при одностороннем обрушении примыкающих к ним конструкций. 12. Не определяется потребность проектируемых объектов в пожарной технике, в том числе, в первичных средствах пожаротушения, согласно пункту 6.4.1 НАПБ АО 1.001 -2004. 13. В производственных и складских помещениях, в которых применяются, хранятся или производятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, не предусматривается установка автоматических газоанализаторов для контроля состояния воздушной среды. 14. В проектах организации строительства не отражаются вопросы пожарной безопасности согласно ДБН А.3.1-5-96 и НАПБ АО 1.001-2004. 15. Применение в проектах материалов и веществ, как отечественного, так и зарубежного производства, на которые отсутствуют данные относительно их пожарной безопасности. 16. Применение в проектах продукции противопожарного назначения, не имеющей государственных сертификатов. 17. При проектировании пожарной автоматики зданий и сооружений: ❏ тип автоматического пожарного извещателя выбирается вне зависимости от назначения помещения, характера горючих материалов и первичных признаков пожара; ❏ не предусматривается оборудование помещение и объектов автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации согласно НАПБ Б.06.004 — 2005; ❏ установки пожарной автоматики не относят по степени обеспечения надёжности электроснабжения к I категории; ❏ при использовании в качестве резервного источника электропитания аккумуляторных батарей, не указывается, в течение какого времени они обеспечат работу установки в дежурном режиме и в режиме «Пожар». 18. Не предусматривается требуемое количество выходов на кровли зданий, наружных пожарных лестниц (для подъёма на кровлю и в местах перепада высот кровель). 19. Не ограждаются по периметру кровли зданий согласно пункту 6.13 ДБН В.1.1-7.2002. 20. Зазор между лестничными маршами принимается менее 75 мм. 21. При проектировании внутреннего противопожарного водопровода выявляются следующие отступления от обязательных требований норм: ❏ неправильно определяются число струй и минимальный расход воды на одну струю, ❏ неправильно определяется время работы пожарных кранов; ❏ при определении мест размещения пожарных стояков и пожарных кранов не учитываются требования пункта 6.12 СНиП 2.04.01- 85* (в части спаренных пожарных кранов, орошения каждой точки помещения двумя струями, установки пожарных кранов в технических этажах, чердаках и технических подпольях); ❏ не предусматривается возможность размещения двух ручных огнетушителей в пожарных шкафах производственных, административно-бытовых и общественных зданий, системы внутреннего противопожарного водопровода при числе пожарных кранов свыше 12 принимаются тупиковыми; ❏ кольцевые сети внутреннего противопожарного водопровода не присоединяются к наружной кольцевой сети двумя и более присоединениями к различным участкам наружной кольцевой сети водопровода; ❏ не устанавливаются задвижки (или вентили) между вводами в здание на наружной сети для обеспечения подачи воды в здание при аварии на одном из участков сети; ❏ не предусматривается устройство обводной линии на вводе в здание, при наличии одного вода в здание, а также в случаях, когда счётчик холодной воды не рассчитан на расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение. Отдел нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл. рекомендует проектным организациям, предприятиям, учреждениям: 1. Пополнить проектные кабинеты и библиотеки нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами, касающимися вопросов пожарной безопасности, действующими в Украине. 2. Ввести в штаты проектных организаций должность специалиста-нормоконтролёра по пожарной безопасности. 3. Организовать изучение с проектантами нормативных документов в области строительства, в части требований пожарной безопасности. ■ Редакция журнала «С.О.К.» выражает благодарность своим коллегам из журнала «Будiвництво та безпека» за помощь в подготовке материала. |