Автор ФАЗАКАШ Миклош, зам.генерального директора по развитию ЗАО ФЕГ Производство конвекторов, г. ОЧА, Венгрия Предисловие В нижеследующей статье рассмотрена современная ситуация в сфере нормативного законодательства в Венгрии, однако затронутые вопросы характерны для всего Европейского Союза (ЕС). Ознакомление с затронутыми вопросами и путями их решений в Венгрии может быть очень полезным и для украинских специалистов, так как часть этих вопросов уже сейчас является актуальной для Украины, а другая часть станет актуальной в будущем.
Предварительно, хотелось бы упомянуть о том опыте, который автору удалось приобрести, как представителю Венгрии в ходе переговоров по стандартизации CEN, особенно при составлении CEN/TR 62 Индивидуальные отопительные приборы (газовые конвекторы). 1. Невозможно полностью ознакомиться с европейской системой только по написанным документам. На формирование отдельных стандартов серьезное влияние оказала история. 2. Зачастую специалисты разных стран в силу национальных различий под одними и теми же понятиями понимают несколько разные вещи. Одно и то же понятие в разных странах может трактоваться по-разному. Например, измерения и испытания для одного и того же материала могут проводиться разными способами, основываясь на положениях предыдущего национального стандарта. Эти расхождения можно выяснить и разрешить только при личном участии в переговорах. 3. Регулярное участие в переговорах позволяет получить полную картину о событиях, происходящих в CEN и защитить национальные интересы. 4. Национальные различия в области газового оборудования проявляются из-за отличающихся климатических условий, традиций газоснабжения, технической культуры. Эти отличия не известны представителям других стран, поэтому в случае отсутствия представителя вашей страны на переговорах, могут быть приняты такие решения, которые сделают невозможным применение продукта в соответствии с данным стандартом. Национальные интересы защищаются только в ходе обсуждения, так называемого главного документа стандарта. После выпуска стандарта, в процессе национального ввода можно уже говорить лишь о специальном профессиональном переводе. В ходе разработки стандарта специалисты членов-государств исходили и исходят из знакомых для них национальных инсталляционных норм. Поэтому может появиться риск по технике безопасности при применении стандартов EN в странах с отличными национальными инсталляционными нормами. (Например, в ходе разработки стандартов EN исходят из того, что предприятие газоснабжения обеспечивает газоснабжение между минимальным и максимальным давлением и в стандарты EN не включены такие испытания, которые проверили бы безопасную работу оборудования вне этих границ.) Современная практика в Венгрии В нескольких случаях, современная практика установки газового оборудования в Венгрии пересекается с европейскими нормами пуска в эксплуатацию. Существующие венгерские законы и постановления в большинстве случаев отвечают европейским директивам, однако существуют значительные трудности, связанные с различием в трактовке и понимании некоторых понятий в специальных профессиональных областях. Основные принципы, которых необходимо придерживаться Процедура вывода на рынок (продажи) газового оборудования со знаком СЕ в рамках ЕС является регулированной. Однако монтаж и установку газового оборудования необходимо регулировать на национальном уровне. 1. Газовое оборудование, маркированное знаком СЕ в системе оценки соответствия (сертификации) Без всяких дальнейших ограничений разрешается вывод на рынок газового оборудования, маркированным знаком СЕ и подлежащее оценке соответствия. В этом случае знак СЕ означает, что данное газовое оборудование удовлетворяет требованиям газовой директивы. Изза отличающихся условий газоснабжения в отдельных странах, было введено понятие страна непосредственного назначения, требующее указание в табличке данных и на упаковке, условия газоснабжения, для которых отрегулировано данное оборудование. Газовое оборудование разрешается устанавливать только в той стране, для которой оно отрегулировано. Запрещается ограничивать продажу и запуск в работу газового оборудования со знаком СЕ. Также запрещено требование национальных ведомств о переработке газового оборудования в соответствии с национальными нормами. Недопустимым является выделение одной организации для повторной сертификации СЕ в рамках инсталляционного процесса, так как это является скрытым ограничением ввода оборудования в эксплуатацию, а новая модификация оборудования противоречит первичному сертифицированному варианту. Выполнение одного такого распоряжения означало бы потерю статуса европейской сертификации. Требование о повторной проверке оборудования, маркированного знаком СЕ, в стране назначения, обусловлено типичной низкой точностью проверки оборудования органами соответствия. Это в свою очередь противоречит юридическим нормам и правилам ЕС. ЕС имеет разработанный порядок для решения спорных вопросов, в частности, когда возникает сомнение в том, что сертифицированное оборудование удовлетворяет требованиям газовой директивы. В таких случаях можно возбудить так называемый европейский процесс несоответствия через организацию Защиты прав потребителей страны назначения. 2. Инсталляционные предписания В рамках инсталляционных предписаний, несмотря на требования к особенностям конструкции оборудования, можно определить, при каких условиях может быть установлено определенное оборудование в данной стране. (Где и при каких условиях можно расположить, например, внутри или снаружи здания). Причина инсталляционных различий заключается в отличающихся от страны к стране климатических условиях (разницы средней высоты снега, температуры и т.д.) и в отличающихся национальных традициях. Внутри страны выбирается орган, производящих проверку инсталляции. Приведем случай, когда сертифицированная железобетонная балка, с фабрики строительных материалов, стала хорошим примером несоответствия стандартов сертификации и инсталляции. Согласно сертификационным данным погонный метр железобетонной балки способен выдержать определенную нагрузку. А в случае заводской железобетонной балки никто не проверяет качество бетона, размер сечения бетонной стали железобетонной балки. Однако, несмотря на вышесказанное, место установки железобетонной балки четко определяется нормами. Правильность установки гарантируется утвержденным проектом (разрешение на строительство), который предусматривает использование именно этой железобетонной балки с этими размерами и этого типа. Применительно к газовому оборудованию это означает, что необходимо иметь дело с сертифицированным оборудованием, даже в тех случаях, когда в результате громоздкости, оно поставляется в разобранном виде. В Венгрии герметичность устройств отвода продуктов сгорания — неотъемлемая характеристика при сертификации газового оборудования, подлежит проверке в соответствии с национальным или унифицированным стандартом. В данном случае метод поверки от производителя или сертификационной организации не должен отличаться от гармонизированного стандарта. Сертификация газового оборудования по структурным узлам (разумеется речь идет о классификации по типам по CEN/TR 1749) проводится по документу CEN/TR 1749. Согласно директиве о газовом оборудовании допускается, когда производитель обеспечивает безопасность оборудования нетрадиционным способом. Однако характеристики безопасности должны отвечать гармонизированному стандарту, принятому сертификационной организацией. В данном случае поверка соответствия возможна исключительно по методу производителя, принятом сертифицирующей организацией (например, на основании содержания двуокиси углерода в продуктах сгорания). 3. Противоречия венгерской практики В случае установки газового оборудования необходимо соблюдать предписания многих законов и постановлений, местных и государственных положений. Также для установки в большинстве случаев необходимо получить разрешение многих организаций (предприятий газоснабжения, трубочистов, самоуправления и.т.д.). Зачастую бывает так, что отопительное газовое оборудование выходит из строя в самый разгар отопительного сезона. Если требуется немедленная замена оборудования, тогда согласно современным нормам разрешается замена на такой же тип оборудования. Данный случай рассматривается как быстрое вмешательство. Замена на более современный тип оборудования отопления и отвода продуктов сгорания разрешается только после длительной процедуры (несколько месяцев). В результате у потребителя существует только две возможности выхода из ситуации, что бы не замерзнуть: или законным способом заменить оборудование (если такое еще продается), тем самым законсервировать морально устаревшую систему отопления еще на 20 лет, или установить незаконным способом новое современное оборудование. Последним активно пользуются недобросовестные компании для получения «легких» денег. Также такая ситуация способствует распространению взяточничества за «ускоренный» процесс делопроизводства. В случае незаконной установки оборудования, никто не гарантирует качество монтажа и безопасность работы. Кроме того, сам владелец оказывается в неблагоприятном положении, так как, стараясь скрыть незаконную замену, вынужден отказываться от услуг специалистов обслуживающих организаций. Венгерские законы и постановления, регулирующие монтаж и подключение газового оборудования, находятся в компетенции нескольких министерств, которые не спешат централизировано обновлять нормативную базу. В основном изменения вносятся в какой-то отдельный закон, постановление или положение. Измененные документы должны быть унифицированы с существующими нормами по монтажу и установке, как на локальном уровне, так и на уровне ЕС. Очевидно, что только при таких условиях удастся получить унифицированную, эффективную, не содержащую лишних правил нормативную базу, которая базируется на едином профессиональном мышлении и понимании понятий. Именно поэтому чрезвычайно важным является открытое обсуждение профессиональных вопросов, которое приведет к единому пониманию. Больше всего недоразумений при сертификации возникают с типами газового оборудования, у которых неотъемлемой и органически связанной частью являются системы отвода продуктов сгорания (выходящая фасонная часть для отвода продуктов сгорания (терминал)) и подачи воздуха для горения. Нормативная база также отличается в зависимости от того, о чем идет речь, или о газовом оборудовании, или о зависимой от него системе отвода продуктов сгорания. Установка, содержание в исправности, периодическая поверка газового оборудования в Венгрии регулируются XLII. Законом 1993 года («Закон о газе»), а в случае систем отвода продуктов сгорания эти же задачи регулирует «Закон о коммунальном обслуживании трубочистной отрасли». Из вышесказанного следует, что здесь, в первую очередь, речь идет не о технических, а о юридических проблемах и вопросе компетенции. Пуск в работу газового оборудования проводится на основании соответствия директиве о газовом оборудовании. Рассмотрим процедуру, когда аккредитированная европейская организация проверки соответствия засвидетельствует о соответствии данного типа газового оборудования требованиям директивы (не стандарта!). А производитель, на основании своей системы обеспечения качества, свидетельствует о том, что свойства и исполнение данной серии произведенной продукции совпадают с сертифицированным оборудованием. По практическим соображениям процесс оценки соответствия в большинстве случаев происходит по какому-то унифицированному европейскому стандарту, если производитель и орган по оценке соответствия договаривались об этом. Очевидно, что в такой ситуации профессиональные организации способны много сделать в интересах безопасности потребителей. Особенное внимание уделяется повышению квалификации, а также получению дополнительных общих знаний по монтажу и проверке газового оборудования с отводом продуктов сгорания новых типов. Ввиду вышесказанного, мы в Венгрии поставили пeред собой следующие задачи: ❏ Создать такую юридическую среду, которая сделает возможной законно переходить на использование более современного газового оборудования в течении 1-2 суток. ❏ Пересмотреть и легализировать ранее произведенные незаконные замены оборудования (перевести этих потребителей под контроль). Это возможно при обязательных регулярных проверках раз в пять лет. В рамках установленного процесса необходимо задокументировать проекты новых решений, и если те согласуются с нормативными предписаниями, закрыть дело. В случае нарушения безопасности необходимо устранить опасные решения, и в рамках нормального процесса снять ответственность с нарушителя. Современная правовая система создает благоприятные условия для процветания взяточничества, особенно во время процесса легализации незаконно установленного оборудования. ❏ Унифицировать национальную и европейскую нормативную базу, регламентирующую инсталляцию и запуск в работу газового оборудования. ❏ Создать единую нормативную базу, регламентирующую как установку, так и эксплуатацию газового оборудования. Также следует ввести единый стандартизированный процесс работы с предприятиями газоснабжения, коммунальных организаций трубоочистки. Вся документация, в частности формуляры, бланки для заполнения должны быть стандартизированы. (Такое решение исключает навязывание коммерческими организациями потребителю дополнительных услуг, отличных от стандартных, а также упрощает и стандартизирует процесс отношений: потребитель, проектировщик — обслуживающая организация в национальном масштабе.) ❏ Присвоить регулирующим документам статус рекомендательных (например, венгерские инсталляционные нормы GMBSz носят статус добровольного применения). Сам процесс следования документам может быть добровольным, (по примеру принципа добровольного применения стандартов), но прием проектов, соответствующих таким документам для предприятий сферы обслуживания долен быть обязательным. ❏ Потребитель должен платить за такие услуги, которые для него действительно составляют ценность. Разрешения, печати — только документированное подтверждение деятельности, способной обеспечить ценность для потребителя. ❏ Профессиональные организации должны составить однозначную схему распределения ответственности связанную с установкой и обслуживанием газового оборудования. ■ |