На протяжении последних лет украинский кондиционерный рынок демонстрирует стабильное развитие. С одной стороны, в нашей стране проявляются общемировые тенденции, с другой — украинский рынок обладает определенной спецификой.
Например, темпы роста мирового рынка составляют в среднем 3-5% (2005/2006 г.г.). Темпы роста украинского рынка составили около 15% в 2005 г. (в связи с неблагоприятной погодой), а уже в 2006 г. рост рынка достиг 20-30% и эта же тенденция проявляется в 2007 г. Насыщенность украинского рынка кондиционерным оборудованием пока довольно низкая, при этом платежеспособность населения, объём инвестиций в строительство постоянно растет. Логично, что ведущие производители кондиционерного оборудования рассматривают Украину как один из наиболее перспективных рынков в Центральной и Восточной Европе. О тенденциях, проблемах и перспективах развития кондиционерного рынка в Украине рассказывает Владимир Степура, директор компании «Ликонд», авторизованного торгового партнера корпорации Daikin (Япония) в Украине. ■ ■ Что изменилось на рынке за последний год, как начался кондиционерный сезон-2007? Сезон начался довольно удачно — спрос на системы кондиционирования наблюдается практически с начала января, и теплая погода — далеко не единственная тому причина. Даже при пессимистическом варианте развития ситуации, темпы роста продаж можно прогнозировать на уровне 20%, а при оптимистическом — они достигнут 40%. Основные изменения на рынке касаются улучшения качества работы крупных операторов рынка — это отражается и на уровне подготовки проектов, и на уровне сервиса. Что касается географического развития рынка, то Киев, по-прежнему, играет главную роль в продажах (50%), но развитие рынка в регионах становится все более заметным. Традиционно, наиболее перспективным остается Восток Украины. Основные проблемы рынка, к сожалению, остаются те же — недостаток квалифицированных кадров (инженеров, проектировщиков, монтажников, сервисников), и это касается как Киева, так и регионов. Еще одна проблема макроэкономического характера — поток инвестиций пока еще не настолько большой, как хотелось бы. Хотя, безусловно, строительный бум нарастает, и появляется все больше крупных, масштабных объектов — причем не только в Киеве, но и в других крупных городах. ■ ■ Какие модели Daikin будут наиболее популярны, и какие новинки этого производителя будут представлены на рынке в 2007 году? Daikin вкладывает очень большие финансы и людские ресурсы в технологии и инновации. Нас ожидает целый ряд новинок — например, новый кондиционер кассетного типа с круговой подачей воздуха (360 °) серии FCQ-C. Обновлена модель бытового кондиционера премиум-класса URURU-SARARA, который обеспечивает регулирование влажности и подачу свежего внешнего воздуха теперь в расширенном диапазоне температур — от -10 до +43 °С. Ожидается выпуск новой модели эконом-класса — сплит-системы настенного типа ATY(N) / ARY(N), новый стильный и компактный кондиционер FVXS-F / RXS-F, в котором реализованы новые конструктивные решения внутреннего блока и предложен высокоэффективный наружный блок. Стоит отметить новый модельный ряд мощных винтовых чиллеров, который позволяет расширить диапазон этого класса оборудования от 540 кВт по холоду до 1,9 МВт, а также крышных кондиционеров серии UAT(Y)P холодопроизводительностью от 16 до 120 кВт. Что касается наиболее популярных систем, то это инверторная сплит-система FTXS-E / RXS-D, которая обладает высоким коэффициентом энергоэффективности СОР. Также, заслуженной популярностью пользуется высокоэффективная модель FTXG-E, которая применяется как в одинарных cплит-системах, так и в мультисплит-системах. Уверен, что будет расти популярность URURU SARARA — это просто уникальный кондиционер. Как и раньше, большим спросом будут пользоваться мультизональные системы Daikin — VRV III, а также новые модели miniVRV серии RMXSQ-P, которые работают от сети с напряжением 380 B. Кстати, в настоящий момент, темпы роста продаж этой группы оборудования (мультизональные системы) на рынке Украины наиболее высоки. ■ ■ Какие маркетинговые планы Вашей компании в этом году? Наша основная задача — расширение и укрепление дилерской сети, которая сегодня насчитывает более 250 компаний по всей Украине. Для дистрибьюторов, как для крупных поставщиков кондиционерного оборудования основным фактором конкуренции как раз и является дилерская сеть. Поэтому мы уделяем дилерам самое пристальное внимание. В этом году программа поддержки дилеров «Ликонд» дополнена новыми направлениями. Создан Учебный центр «Ликонд», Служба логистики и основан Клуб «Золотой дилер». Нововведения стали логичным продолжением развития нашей дилерской политики. Например, Учебный центр объединил под своей эгидой все обучающие программы для дилеров — технические семинары, бизнес-тренинги, стажировки за рубежом, распространение технической литературы, другой документации. Клуб «Золотой дилер» объединит лучших дилеров нашей компании. В рамках Клуба уже с этого года будет вручаться награда «Золотой дилер» в ряде номинаций, а также, планируются различные VIP-мероприятия. Повышение квалификации специалистов, прозрачная схема поставки техники, поощрение лучших — эти вопросы очень важны для дилеров, и это подтверждают данные проведенных нами исследований и опросов. К разговору подключается руководитель Службы логистики «Ликонд» Олег Хотин. ■ ■ Какие цели поставлены перед Службой логистики? Наша главная цель — предоставить оперативную информацию о прохождении заказа, груза, реальных сроках поставки оборудования, и конечно — строгое выполнение этих сроков. ■ ■ Каким образом дилер может узнать о прохождении своего заказа? Можно направить запрос, а в экстренных случаях — позвонить в Службу логистики. Дилер может узнать, где именно сейчас находится его груз, улучшился или ухудшился прогноз по его поставке. ■ ■ С какими типичными проблемами сталкиваются дилеры в вопросах поставки продукции? Сроки поставки продукции — критичный момент для дилеров, особенно в сезон. Ведь от сроков монтажа кондиционерной техники зачастую зависит срок сдачи объекта в целом. В вопросах поставок нет мелочей — начиная от правильного указания артикулов оборудования и заканчивая собственно наличием техники на заводе. Логистика кондиционерного оборудования имеет свою специфику. Например, в связи с постоянным развитием технологий, обновлением модельного ряда, могут возникнуть проблемы несовместимости оборудования с имеющимся, и это важно предотвратить еще на уровне запроса на поставку. Поэтому мы регулярно оповещаем дилеров о последних новинках систем кондиционирования Daikin, вместе с Учебным центром проводим семинары. Дилеру очень важно понимать в каждый момент времени — как продвигается его заказ. Также в пик сезона может возникать дефицит оборудования, поэтому мы стремимся держать определенный запас на своих складах. В целом, мы стремимся своими силами закрыть максимальное количество вопросов, чтобы беспечить своевременную поставку оборудования. От момента заказа оборудования, принятого любым из наших менеджеров, всеми вопросами, связанными с транспортировкой оборудования до склада наших партнеров в любой точке Украины, занимается наша служба логистики, в тесном взаимодействии со всеми службами, задействованными в цепочке поставок, в т.ч. с транспортными, страховыми компаниями и т.д. Сроки поставки техники как со склада в Киеве, так и со склада в Днепропетровске — 1-2 дня в любую точку Украины. ■ |